критерии качества презентации

Анализ 15 лучших презентаций мира: критерии мастерства

В параграфе 145 «Бессмысленная презентация» знаменитого «Ководства» А. Лебедева доказывается мысль, взятая в качестве эпиграфа к данной работе. Мысль о том, что сегодня в российских реалиях сложилось негативное отношение к большинству презентаций. Автор говорит:

«Нормальному взрослому занятому человеку неинтересно, что в презентации, — он знает, что там манипулирующий аргументами рекламный мусор» [9].

В этой точке зрения есть истина, но она, скорее всего, во многом сформирована плохими образцами презентаций. Когда я работал со студентами, то также видел, что 90% презентаций (которые являются одним из обязательных элементов современного учебного процесса) представляют собой абсолютно скучное, бессмысленное (как для выступающего, так и для зрителей), неэффектное зрелище. Но встречались и 10% презентаций, которые заставили меня посмотреть на эту проблему по-другому. Заставили поверить, что презентация как ничто другое способна донести информацию максимально эффективно и может сочетать в себе фактические данные, эстетику, передать ключевую мысль автора и увлечь зрителей. Главное — сделать презентацию качественной. Для этого необходимо определить, от чего именно зависит качество презентации.

Данная работа является попыткой сформулировать критерии качественной мультимедийной презентации на основе 15 лучших образцов по данным сайта Slideshare.net. Под презентацией мы будем понимать мультимедиа-презентацию, а именно набор слайдов, служащий для передачи какой-либо информации от автора зрителю. Презентации, ставшие материалом анализа, различны по направленности, теме, аудитории, языку, но данная особенность позволит абстрагироваться от конкретной информации, обратив все внимание на форму подачи информации, т.е. на конкретные универсальные признаки качественной презентации.

Естественно, что единого общепринятого набора критериев для мультимедиа-презентаций нет, различные подходы к использованию подразумевают различные требования к качеству этого средства визуализации информации. Все работы по теме критериев лучших презентаций, найденные в сети, однозначно делятся на две группы. В первую группу входят статьи, методические пособия, рекомендации преподавателей вузов, школьных учителей, ученых, исследователей. Вторая группа включает в себя работы представителей бизнес-среды: бизнес-тренеров, блоггеров, брендинговых агентств и фирм, специализирующихся на презентациях.

учитель презентации
Учителя и преподаватели — первая группа людей, занимающихся презентациями

Внимание представителей первой группы (преподаватели и учителя) в основном направлено на нахождение и доказательство эффективности использования мультимедиа-презентаций для усвоения информации в учебном процессе, на поиск лучшего проводника в ситуациях, где необходимо максимально полно и ярко передать информацию большому количеству зрителей. Множество работ посвящено психологическим особенностям восприятия (понимания) информации в форме презентаций, аргументов в пользу лучшего запоминания ярких образов и структурирования информации.

В частности, И.Л. Сергиевская в работе «Символ, схема, пиктограмма как элементы сюжета мультимедийной презентации» говорит:

«Сюжет, создаваемый в контексте мультимедиа среды и содержащий определенный набор элементов — символ, схема, пиктограмма, — быстрее усваивается субъектом, дольше удерживается в памяти и может оперативно извлекаться на этапе построения иноязычного высказывания» [15].

Автор справедливо отмечает, что освоение информации ускоряется и улучшается при опоре на «образ ситуации и сюжет», которые в обучении реализуются в презентации. Кстати, сюжет или история сегодня очень часто упоминается как центральная часть презентации. Захваченность зрителей информацией возможна при возникновении чувства эмпатии, которая в свою очередь может быть вызвана с помощью рассказа истории или универсального сюжета, в котором зрители может и должен представить себя. Можно сказать, что одним из критериев является наличие сюжета (истории) презентации.

Непосредственно критерии оценки качества мультимедиа презентаций выделяются в многочисленных методических рекомендациях, руководствах и пособиях для студентов и учащихся.

Примером может послужить работа В.Ф. Савченко, в которой перечислены следующие основания оценки:

  • содержание (цель создания презентации, конкретные факты и уместная информация);

  • дизайн («оформление с точки зрения лучшего восприятия предлагаемой в презентации информации», цвет, шрифт, рисунки, схемы и таблицы, анимация);

  • эффект (эстетичность, удобство использования и просмотра);

  • структура (структурированность, точность, достоверность и «неизбыточность» представляемой информации).

М.Н. Крылова (2015) в результате анализа ряда методических изданий выделяет следующие правила разработки мультимедиа презентации — характеристики качественной презентации [8].

  • оптимальный объем (зависит от цели, способа использования и возраста обучающихся — чем старше, тем больше слайдов),

  • минимум текстовой информации (максимально заменить ее схемами, рисунками, фото и т.д.),

  • один слайд — одна мысль (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного),

  • небольшое количество материала на одном слайде,

  • занимательность, юмор,

  • параллельный список (первые слова в одинаковом падеже — рассмотреть, выявить и т.д.),

  • крупный шрифт,

  • гармоничные цветовые сочетания и эстетичность в оформлении слайдов,

  • выдержанность, единство стиля (одинаковая гарнитура и размер шрифта, заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания — в одном и том же месте экрана, одинаковая цветовая гамма, фон), ничего лишнего,

  • минимум анимации и эффектов.

В приведенных (и многих других) примерах заметны общие критерии: содержательные (качество и количество информации, форма её организации и подачи) и формальные (дизайн и удобство использования, соответствие внешнего вида презентации передаваемой в ней информации).

бизнес презентация
Представители бизнеса — вторая категория людей, широко применяющая презентации

Вторая группа авторов (представители бизнеса), работающих с анализируемой проблемой, также формулирует критерии качественной презентации, но с позиции её «пробивной», рекламной силы.

Презентационная студия «Объем» называет три точки зрения на презентацию: функциональность, дизайн и соответствие решаемой задаче. Расшифровка следующая:

1. Функциональность (смысл презентации, её главный посыл, реализующийся в заголовках; 20-30 слов на 1 слайде; «смысловая завершенность каждого слайда»; логика и последовательность подачи информации; удобство навигации).

2. Дизайн («осмысленность общего визуального оформления презентации»; соответствие всех графических элементов цели презентации; визуальная общность всех слайдов; «визуальные акценты» — композиция каждого листа; креативность визуализации).

3. Соответствие (учет ситуации восприятия презентации — с экрана, вживую или в распечатанном виде; учет аудитории (возраст, социальный статус и т.д.); «соответствие визуального решения имиджу компании / человека-презентатора»; соответствие содержания её цели и форме) [12].

Еще одним примером «бизнес-подхода» к созданию презентации может быть мнение С. Корженевича — основателя успешной компании по созданию нестандартных презентаций, сотрудничающей с крупнейшими российскими и зарубежными брендами [6]. Он называет следующие правила хорошей презентации:

  • используйте «внятную концепцию» (не общие, расплывчатые формулировки, а простая понятная аналогия, идущая через всю презентацию. «Вместо аморфных «приоритетов компании» и «корпоративных ценностей» появляются яркие символы»),

  • учитывайте контекст (презентация одной и той же идеи или продукта для большой аудитории, для инвестора, для отправки по почте клиенту должна выглядеть совсем по-разному),

  • все должно быть просто («Чаще всего нужна не таблица, а лишь несколько значимых цифр из неё, не диаграмма, а вывод, который можно из неё сделать»),

  • презентация должна быть краткой (создание эффекта недосказанности),

  • используйте картинки вместо слов,

  • разбудите аудиторию (живое общение, творчество — главное в презентации),

  • не переборщите с шутками.

Блогер В. Устинов утверждает:

«Чтобы сделать хорошую презентацию, нужно превратить её в хорошую историю» [19].

С этим нельзя не согласиться. Далее автор перечисляет несколько «опорных точек» хорошей презентации: история, ключевая идея концепции, создание эффекта эмпатии («заставьте аудиторию почувствовать свою «боль», сделайте проблему «осязаемой»), живость (эффектные заголовки, метафоры, аналогии, живые примеры); один слайд — одна тема, понятные и убедительные цифры, репетиция и структура (вступление — проблема — решение (доказательства решений) — завершение).

Таким образом, подходы к пониманию того, что хорошо, а что плохо в мультимедиа-презентации, несколько отличаются. Однако на мой взгляд, различия незначительны, т.к. суть презентации остается неизменной — передать информацию максимально эффективно. В обучении — учебную информацию, в бизнесе — рекламную (или производственную), в обучении и бизнесе информацию воспримут (поймут, запомнят, освоят) только в том случае, если она будет облечена в соответствующую форму.

Анализ представлений о хорошей презентации авторов, перечисленных выше и многих других, позволил выделить критерии, по которым можно оценить её качество.

критерии презентации инфографика
Критерии качества презентации: общие, содержания и дизайна

Критерии содержания

  • Ясность цели презентации (зачем она, о чем она). Зритель должен понять, в чем смысл и для чего лично ему это знать, причем понять максимально быстро для того, чтобы перейти к целенаправленному восприятию, обработке, запоминанию информации, которая ему нужна. Без четкого представления цели с первых секунд просмотра будет отсутствовать компонент мотивации, соответственно интереса к представленной информации.
  • Логика и последовательность подачи информации. Понятная структура презентации, простая навигация. После понимания цели презентации, зритель должен представить ее целостную структуру, т.к. это упрощает освоение и запоминание материала.
  • Парцелляция информации (один слайд — одна мысль, краткость). Простота содержания реализуется в парцелляции — логическом делении большого объема информации на мелкие части, своеобразная имитация речи (аналогично живому разговору — мы говорим фразу, затем смотрим на реакцию, если фраза понята, то говорим следующую, если не понята, то уточняем — делим информацию на еще более мелкие компоненты смысла).

Критерии дизайна

  • Минимум текста и максимум изображений. Основное отличие презентации от книги или брошюры — это приоритет визуальной информации над текстовой, поэтому человек, обративший внимание на презентацию, хочет, в первую очередь, увидеть информацию, а текст читать только для понимания идеи, представленной в символьной форме.
  • Единство стиля всех слайдов служит цели «погружения» в информацию, т.к. при этом внимание не отвлекается на новые цвета, новые типы шрифта или декоративные элементы — создается своеобразная знакомая, ровная среда без лишних раздражающих факторов. Как будто человек пришел в новую комнату на встречу, огляделся и понял, что ему ничего не угрожает и в окружающем мире его ничто не будет отвлекать от интересной полезной беседы.
  • Гармоничное сочетание цветов. Для удобства и простоты восприятия необходимо одно гармоничное сочетание цветов для всей презентации — фон, заголовки, текст, цветовая гамма фотографий (или цветовой фильтр). Гармоничное сочетание цветов не только выполняет «успокоительную» функцию по аналогии с единством стиля, но и несет дополнительную смысловую нагрузку, т.к. каждый цвет (сочетание) подсознательно ассоциируется с определенными чувствами человека (см. цветофоника), символизирует что-то определенное в культуре.

Общие критерии содержания и формы (дизайна)

  • Соответствие содержания презентации аудитории (контексту) и соответствие дизайна содержанию. Для того чтобы презентация вписалась в контекст, необходимо соответствие информации (и формы её подачи) возрасту, интересам, стилю жизни зрителя, необходимо, чтобы поднималась и решалась важная для зрителя проблема. Оформление слайдов должно служить единственной цели — эффективной передаче информации. Контекст — это среда, в которой существует человек, в которой происходит обмен информацией, заложенной в презентации (процесс обучения, бизнес-встреча, продажа товара или услуги, совместная работа над какой-либо информацией и т.д.). Для правильной оценки контекста нужно обладать информацией о зрителе.
  • Наличие сюжета — концепции, истории, символа — центра презентации, делающего её уникальной. Сюжет — это «крючок», заставляющий зрителей остановиться именно на этой информации, погрузиться в её восприятие. Сюжет в содержании выстраивается в соответствующую ему форму (цвета, шрифты, компоновка элементов на слайдах).
  • Простота на всех уровнях — от информации (которая должна подаваться в упрощенном виде, комплексная — разбиваться на простые, логичные части), до дизайна (с первого взгляда человек должен чувствовать смысл, суть презентации, понимать, нужна ли ему именно эта информация, с одного взгляда).

В процессе поиска секрета качественной презентации я рассмотрел 15 самых лучших в мире образцов для выявления общих черт в каждом из перечисленных выше критериев — того, что выделяет презентацию из тысяч других, того, что заставляет людей смотреть её снова и снова и делиться ей со своими друзьями, знакомыми и коллегами.

Для этого я обратился к сайту (с 70 млн. аудиторией), посвященному исключительно презентациям, — SlideShare.net.

slideshare слайдшер

Подробнее об этом ресурсе.

«SlideShare (LinkedIn SlideShare) представляет собой хостинг презентаций со всего мира. С 6 октября 2006 г. пользователи загружают презентации в форматах PowerPoint, PDF, Keynote и OpenDocument для частного или публичного просмотра. Презентации доступны для просмотра на самом сайте и для встраивания в любой другой сайт (с помощью ссылки или кода). По функциям и удобству его сравнивают с YouTube, но только для трансляции презентаций.

Изначально сайт создавался исключительно для быстрого обмена презентациями внутри компаний, но довольно быстро развился в место для обмена презентациями и для развлечения. Несмотря на то, что сайт в первую очередь предназначен для презентаций, он также поддерживает различные форматы документов, видео и вебинаров. Загруженный контент можно оценивать, комментировать и, конечно, есть отличная возможность делиться им.

На вебсайте бывает приблизительно по 70 миллионов уникальных посетителей каждый месяц и 38 миллионов зарегистрированных пользователей. SlideShare входит в 10 лучших инструментов мира для онлайн образования (по итогам голосования 2010 г.). Его главные конкуренты Scribd.com, Issuu and Docstoc. Его используют такие знаменитые организации, как Белый Дом США, NASA, Всемирный экономический форум, Hewlett Packard и IBM и др.» [23].

Все презентации на сайте распределены по 40 тематическим категориям (искусство, бизнес, образование и т.д.), 4 типам документов (презентации, инфографика, документы и видео), сгруппированы по языку презентации и периоду. Подборка 15 самых популярных презентаций проводилась во всех тематических категориях, на любом языке, всех типов файлов и за все время существования ресурса.

Анализ сориентирован на выработку максимально общих и универсальных критериев, однако важно отметить специфику материала. Во-первых, во всех 15 презентациях отражены особенности западного менталитета и типа мышления, отличающиеся от русского. Во-вторых, все презентации созданы для просмотра на экране компьютера (одним человеком), то есть они не являются наборами слайдов для публичного показа или для сопровождения устного выступления.

Популярность презентации в сети отражена в нескольких традиционных количественных показателях, в частности, количество просмотров, «шеров» (от англ. share — делиться), загрузок, «лайков» (отметок «нравится») и размещении на своих сайтах (встройка embed-кода для возможности демонстрации на своем сайте). По данным показателям было отобрано 15 презентаций.

популярные презентации слайдшер slideshare

Подробнее о первых позициях.

  1. Самая популярная презентация за все время существования SlideShare — «Как работает Google» (How Google Works) (2014 г., < 3,5 млн. просмотров) [7]. Автор Эрик Шмидт (Eric Schmidt), председатель исполнительного комитета Google, рассказывает в презентации о своей одноименной книге следующее: «Сегодня мы живем и работаем в интернет-эпохе, где технологии очень влияют на бизнес и масштаб изменений только усиливается. В своей книге председатель исполнительного комитета Google, экс-исполнительный директор Эрик Шмидт (Eric Schmidt) и бывший первый вице-президент продакт-менеджмента Джонатан Розенберг (Jonathan Rosenberg) делятся своими открытиями за десятилетия работы в Google. Раскрываются такие темы, как корпоративная культура, стратегия, талант, принятие решений, коммуникация, инновации, решение сбоев в деятельности организации, авторы иллюстрируют истины менеджмента многочисленными веселыми примерами из истории Google. В эпоху, когда все ускоряется, лучший способ преуспеть в бизнесе — это привлекать умных и творческих людей и создавать им окружение, в котором они могут проявить себя «во всей красе». «Как работает Google» — это новая книга, объясняющая, как всего этого добиться» [7].
  2. «Что бы сделал Стив? 10 уроков от людей, которые делают самые захватывающие в мире презентации» (What Would Steve Do? 10 Lessons from the World’s Most Captivating Presenters) (2013 г., 3,3 млн. просмотров). «Стив Джобс проводил самые вдохновляющие и запоминающиеся презентации в истории, презентации Скотта Харрисона (Scott Harrison) помогли собрать 75 млн. долларов на благотворительность, обычная презентация Гари Вайнерчука (Gary Vaynerchuk) содержит 100 слов из 4 букв каждое, ноль слайдов и как минимум один момент, когда весь зал встает во время оваций» [20]. Далее приводится 10 советов по созданию презентации, основанных на деятельности лучших представителей этой сферы.
  3. «Выдержки и цитаты из книги доктора Дж. Медины «Правила Мозга». Что должны знать все, кто делает презентации» (Takeaways and Quotes from Dr. John Medina’s Brain Rules. What all presenters need to know) [4]. Автор — блоггер Гэр Рейнольдс (Garr Reynolds) говорит следующее: «Одна из лучших книг из всех, что я прочитал в этом году — «Правила Мозга: 12 принципов выжить и преуспеть в работе, дома и школе». Существует множество приложений для создания презентаций. Эта презентация — обзор книги, правда, я не собираюсь раскрывать всех её аспектов. Я остановлюсь на трех правилах, которые ближе всего относятся к теме презентаций, хотя во всех правилах, изложенных в книге, есть какие-то важные уроки. Просто фантастическая книга».
  4. «В PowerPoint ты полный “лузер”!» (You Suck At PowerPoint!) (2010 г.) [2]. Автор — «обычный» парень Джесси Дежардан (Jesse Desjardins). Со всей простотой и юмором в описании говорится: «Это не программа [Power Point] плохая. А вы!», и далее доказывается, что презентация может быть отличной, если избежать частых ошибок.
  5. «10 сильных советов о языке тела для вашей следующей презентации» (10 Powerful Body Language Tips for your next Presentation) (2013 г.) [1].
  6. «Социальные медиа и маркетинг: эволюция или революция» (Social Media and Marketing: Evolution or Revolution) (2007 г.) [17].
  7. «Amazon.com: скрытая империя — обновление 2013″ (Amazon.com: the Hidden Empire — Update 2013) (2013 г.) [22].
  8. «Реальная жизнь социальных сетей» (The Real Life Social Network v2) (2010 г.) [13].
  9. «Социальные медиа для бизнеса» (Social Media for Business) (2010 г.) [16].
  10. «Что за «хрень» эти социальные медиа? Один год спустя…» (What the F**K is Social Media: One Year Later) (2009 г.) [21].
  11. «Мобильные съели мир» (Mobile Ate the World) (2016 г.) [10].
  12. «Визуальное и креативное мышление: что мы узнали у Питера Пена и Вилли Вонка» (Visual and Creative Thinking: What We Learned From Peter Pan and Willy Wonka) (2008 г.) [3].
  13. «Никто на самом деле не знает, что такое стратегия» (Nobody really knows what strategy is) (2009 г.) [11].
  14. «Стратегия бренда за 60 минут: дополненная и обновленная версия» (60 Minute Brand Strategist: Extended and updated hard cover) (2009 г.) [18].
  15. «Как найти смысл жизни (До того, пока не будет слишком поздно)» (How To Find Your Life Purpose (Before It’s Too Late!)) (2015 г.) [5].

Итак, рассмотрим отобранные презентации по выделенным выше критериям, выявим общие качества и отдельные характеристики содержания и дизайна, которые сделали эти презентации лучшими в своем роде.


Содержание

Все проанализированные презентации имеют схожую черту — заголовок, который сразу вводит в курс дела. Прочитав заголовки «В Power Point ты полный лузер» или «Как найти смысл жизни (до того, пока не будет слишком поздно)», зритель сразу понимает, о чем пойдет речь, и кроме этого, предчувствует стиль повествования информации (в первом случае — неформальный, «свойский», во втором — серьезно-философский). И оказывается, что все заголовки полностью отражают суть и стиль исследуемых презентаций. Таким образом авторы добиваются соответствия критерию ясности цели презентации.

Другой особенностью всех проанализированных заголовков является их неоднозначность, эффект тайны, интриги для зрителя («мобильные съели мир», «…тайная империя», «никто на самом деле не знает, что…», «как найти смысл жизни…»). Этот эффект реализуется и в использовании вопросов, вопросительных слов (как работает…?, что бы сделал…? что такое стратегия?, что необходимо…? эволюция или революция…? что за штука…? что мы узнали…? как найти смысл жизни…?) — в заголовках 8 из 15 лучших презентаций присутствует та или иная вопросительная форма.

лучшие презентации слайдшер
Вопросительная форма заголовков — один из самых популярных приемов в лучших презентациях

Обращает на себя внимание одна повторяющаяся черта всех 15 презентаций — первые несколько слайдов. Во всех примерах первые 3–10 слайдов — это захват внимания зрителя, который строится по абсолютно одинаковой схеме! Сначала — обозначение проблемы и убеждение в её важности («каждую секунду в мире делается 350 презентаций… и 99% из них — плохие…»; «кто правильно работает с соцсетями? — dell, starbacks… а вы?»; «вы знали, что…?»; «а зачем нам знать, что такое стратегия?»).

О важности и величине проблемы авторы заявляют вполне традиционным образом — риторические вопросы, мнения авторитетов в отрасли, значительные факты, цифры и графики, отражающие динамику процесса. Эта черта, на мой взгляд, «закрывает» сразу несколько значимых критериев. Во-первых, если заголовок подействовал не на 100% и у зрителя остались сомнения, то первые несколько слайдов проясняют смысл презентации до конца. Во-вторых, если существовал какой-то скрытый, неосознанный интерес у зрителя, который слегка был задет заголовком, то этот интерес «раскручивается» на первых слайдах и полностью захватывает внимание. В-третьих, проясняется логика и структура презентации — в 2-х презентациях из 15-ти на первых слайдах есть план (постраничное содержание), однако во всех остальных прочтение первых 3–10 слайдов дает четкое представление того, как будет выстроена презентация («далее вы найдете 10 советов…»; «я прочитал книгу и сейчас расскажу о ней»; «есть 5 ошибок, которых нужно избежать…»), а точнее, как будет решена проблема, заявленная только что.

По критерию логики и последовательности информации отмечена одна черта, повторившаяся в 10 из 15-ти образцах, — организация информации по нумерованному списку (1, 2, 3… проблем, советов, аргументов и т.п.). Это облегчает навигацию по содержанию и значительно ускоряет запоминание информации. Все списки-структуры содержат от 3-х до 12-ти пунктов, что также говорит в пользу простоты организации, незамысловатой логики организации необходимых фактов и утверждений.

Краткость и разбиение больших объемов информации (парцелляция) очевидно присутствует в 9-ти презентациях: авторы разбивают предложение на несколько значимых частей-фраз, имитируя живой разговор и предоставляя зрителю время, чтобы понять каждую фразу предложения.

Критерий-правило «один слайд — одна мысль» работает часто, но не является безусловным. Зафиксировать его сложно, но, по субъективным ощущениям, это 80–85% всех слайдов, оставшиеся 20–15% представляют собой большое количество информации, схем, диаграмм и графиков — слайдов, над которыми нужно размышлять, читать и смотреть на них продолжительное время, т.е. прилагать целенаправленное усилие для восприятия и понимания информации. Это вполне логично, ведь презентация на 100% легкая и знакомая будет скучна, не представляя ничего нового, ничего того, чего зритель не знал ранее (о чем не задумывался бы до этого).

canva-photo-editor (5) canva-photo-editor (7)


Дизайн

Для анализа презентаций на соответствие критерию «минимум текста и максимум изображений» я сравнил доступные количественные показатели — количество слайдов в каждом образце, количество слов во всей презентации (посчитанное автоматическим способом на text.ru) (их соотношение будет средним количеством слов на 1 слайде). Представлено примерное соотношение текста с изображениями: 50/50 — на каждом слайде текст + изображение, 70/30 — на 2–3 слайдах текст, затем изображение или большие изображения и на них малое количество текста. Отдельно сопоставлено соотношение видов изображений — фото (крупные фотографии людей, объектов, выразительные крупные «скриншоты») или схемы (рисунки, графики, таблицы, символы, обозначения брендов, схематические люди или предметы и т.п.). Результаты представлены в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что «традиционное» представление о количестве слайдов (20–30) работает эффективно только в одной презентации. Оказывается, что для презентаций, предназначенных для самостоятельного просмотра и понимания информации, необходимо в среднем 79 слайдов. Что касается количества слов, то закон минимума информации на одном слайде действует, т.к. среднее количество слов, согласно анализируемому материалу, — 29 на каждом слайде. Хотя, обращу внимание на то, что в большинстве — в 9-ти презентациях из 15-ти — на 1 слайде размещается все-таки не более 20-ти слов. Конечно, при детальном рассмотрении презентаций ясно, что эти соотношения не абсолютны, т.к. разброс данных достаточно велик: минимальное количество слайдов 22, максимальное — 224, минимум слов на один слайд — 1, максимум — более 80.

Вторым ограничением в том, чтобы «слепо» использовать именно эти данные прямо сейчас, является разница в объеме английского и русского текста. В английском языке есть артикли, падежи передаются предлогами, в предложениях обязательно должно быть сказуемое. Мнения по поводу объема одного и того же текста разнятся, поэтому в качестве ориентира я взял один и тот же текст на английском и русском языках (см. п. 1 подробного описания презентаций). В русскоязычной версии этот текст содержит 115 слов, в англоязычной — 131 слово, таким образом русский текст будет на 12,2% меньше по объему, чем английский. Получается, что 79 / 29 на английском языке = 69 слайдов по 25 слов на каждом на русском.

Идеальное соотношение = 69 слайдов по 25 слов на каждом

Соотношение текст/изображение — 52% / 48%, однако замечу, что речь, скорее, не о соотношении визуального объема текста и изображений (одна половина слайда — текст большими буквами, вторая половина — фото). Нет. Речь о том, что гармонично вписанный небольшой текстовый блок чаще всего сопровождается красочным изображением либо слайд представляет собой текст на фоне (семантически значимого) фото. Причем анализ показал, что
немного чаще используются фотографии (скриншоты) и реже — схемы, рисунки от руки, графики, диаграммы. Процентное соотношение фотографий и рисунков в отдельных презентациях представлено в таблице, среднее статистическое соотношение 56% фото и 44% других графических элементов. Все фотографии в презентациях выдержаны в едином стиле, соответствуют общему стилю (концепции) и цветовой гамме презентации (в частности, пропускаются через фотофильтры — красный, сепия, оттенки серого и т.п.).

в пауэр пойнт ты лузер слайдшер

Снимки не показывают напрямую то, о чем говориться в сопутствующем им тексте, все фото способствуют развитию символичного значения слов (свобода — птица, потеря индивидуальности — стадо коров, новинка — лампочка и т.п.), интерпретации смысла (в нужном автору направлении). Многие фотографии — люди, лица людей — в сочетании с «простым» языком текста максимально имитируют живую эмоциональную речь с реальным собеседником-экспертом. Они же помогают создать юмористический эффект в течение этой виртуальной беседы (многие выражения лиц людей, символы не могут не вызвать улыбку).

Анализ цветовой гаммы презентаций проводился следующим образом: на первом этапе делалась подборка 5 наиболее типичных слайдов таким образом, чтобы на них были все элементы презентации (текст, фото, схемы), на втором этапе они соединялись в коллаж, на третьем — определялась палитра коллажа каждой презентации с помощью автоматического ресурса (http://labs.tineye.com/color/) с учетом количества цвета в палитре (самый объемный показатель — цвет фона презентации). Все цветовые схемы представлены в таблице 3.

5e1373_e377580b9dcb4bbc8d7448601d503811_mv2_d_1240

На заключительном этапе все цветовые схемы были объединены в один коллаж для выявления одного универсального (общего) цветового сочетания. Так была определена палитра «идеальной презентации», а с помощью сервиса http://palettegenerator.com/ ограничена до 10-ти и до 5-ти цветов по мере преобладания в общей цветовой гамме 15-ти презентаций.

лучший цвет для презентации

идеальная цветовая палитра для презентации

Таким образом, по критерию сочетания цветов можно сделать два главных вывода. Первый: большинство презентаций имеет белый, либо близкий к белому фон, гораздо реже присутствуют серые тона (светлые и темные).

Второй: в общую гамму изучаемых презентаций входят оттенки теплых цветов (желтый, оранжевый, красный), крайне редко используются холодные цвета и оттенки — синий, зеленый, голубой. Пять доминантных цветов: белый (#FDFDFC), дымчато-белый (#F0EFEE), ванильный (#DC734F), серебристо-серый (#8B9498), серая умбра (#33302F).

Для того, чтобы разнообразить цветовую гамму и «оживить» её, можно использовать хороший инструмент от компании Adobe https://color.adobe.com/ru/create/image/, позволяющий составить из загруженного образца гармоничные цветовые палитры, соответствующие заданному настроению (яркое, красочное, приглушенное, насыщенное, темное). Пример, основанный на палитре всех 15-ти презентаций представлен на рис. 4.

Нельзя не отметить факт «уместности» подбора цветовых сочетаний к содержанию представляемой информации — легкие «веб»-цвета презентации о Google или эмоционально-красные оттенки «What the F**k is SM» — во всех лучших презентациях цветовая гамма соответствует стилю подачи информации.

Без внимания не мог остаться и еще один значимый вопрос — какое количество шрифтов используется в лучших презентациях и что это за шрифты? В таблице 4 представлены результаты анализа штифтового оформления презентаций, выполненное с помощью сервиса автоматического определения шрифта по изображению (https://www.fontspring.com/matcherator). К сожалению, это не 100% совпадение видов гарнитур, т.к. для точного определения нужны более сложные инструменты и более глубокие специальные знания, но идентифицированные варианты максимально близки к оригиналам.

шрифты лучших в мире презентаций

шрифты для презентации

Посмотрев внимательно на все виды гарнитур, использованных в 15-ти популярных презентациях, можно увидеть общие черты. На мой взгляд, это, во-первых, использование одного, реже — двух видов шрифтав одной презентации. Размер текста также неизменен по всей презентации — заголовки, подзаголовки и основное содержание везде одинаковы. Во-вторых, очевидна тенденция к гарнитурам без засечек, всего в двух презентациях использованы шрифты с засечками, в остальных — максимально «облегченные», простые гарнитуры.


Общие критерии

Говоря о критериях ко всей презентации в целом, можно однозначно констатировать, что в процессе восприятия каждой из 15-ти лучших презентаций составляется ее конкретный образ, что говорит о наличии концепции-идеи.

Снимок экрана 2017-05-29 в 16.24.27

«Как работает Google» — это простой разговор, беседа «без галстуков» со знаменитым человеком, крупной фигурой мирового масштаба. В содержании это реализуется в понятных даже неподготовленному зрителю словах и фразах, в обычном (разговорном) построении предложений, объяснении сложных процессов и законов простым языком, во «фразировке» (несколько слов предложения на одном слайде, остальные на следующем), юморе. В дизайне — это несложные, рисованные от руки изображения, чистые цвета, белый фон, простой и понятный юмор в образах.

Идея-крючок «Что бы сделал Стив?» заявлена в самом заголовке (правила успеха великих людей) и поддерживается в содержании и дизайне всей презентации. Анализ знаменитых выступлений и выделение на этой основе 10-ти эффективных правил. На эту концепцию работают красочные фото выступлений, цитаты и описание поведения этих людей, «достойный» черный, белый и серый фон слайдов.

В «Правилах мозга» историю рассказывает веселый разноцветный лягушонок, объединяя сюжет своим восприятием информации, своими объяснениями сложных моментов. Ничто не выпадает из этой концепции, лягушонок всегда рядом, всегда сопровождает зрителя (в оформлении и в содержании).

Отличительной особенностью, «фишкой» содержания «В PowerPoint ты полный “лузер”!» является саркастическая откровенность и некая эмоциональность автора, уставшего от «банальных» ошибок (вроде разного фона на каждом слайде или огромного количества разрозненной информации на одном слайде). В дизайне эта концепция поддерживается сдержанно-эмоциональными образами женщин и мужчин — фото в стиле Америки 30-х гг. 20 в. Можно констатировать, что и в остальных презентациях наблюдается аналогичная тенденция.

Гармоничное сочетание содержания и формы презентаций говорит о том, что они созданы стратегически, с намеренной нацеленностью на определенный контекст и целевую аудиторию. Наличие в заголовках и на нескольких первых слайдах ключевых слов «отсекает» всех незаинтересованных зрителей — «Google works» (зритель — знает, что такое поисковая машина Google, скорее всего, зритель — это человек, имеющий отношение или профессиональную заинтересованность во всемирной сети Интернет), «Steve» (зритель знает, что Стив — это основатель Apple Стив Джобс, кроме того, зрителю интересны риторические умения великих людей, т.е. это человек, который когда-либо выступает или готовится выступать публично — преподаватель, политик, продавец, рекламист и т.п.), «brain rules» (целевой зритель обладает интересом к психологии, возможно знает что-то об авторе книги или знаком с самой книгой), «you suck at Power Point» (аудитория лояльна к неформальному изложению информации о подготовке презентации (suck — сленговое слово), зритель, скорее всего, молод и неформален), «body language» (аудитория ограничивается теми, кто знает, что такое «язык тела», людьми, заинтересованными в психологии и выступающими публично), «social media» и «the real life social network» (цель автора — люди, знающие, что такое социальные медиа, заинтересованные в этой сфере — интернет-маркетологи, seo-специалисты и т.д., кроме того, это люди, погруженные в эту тему «с головой», т.к. на заглавном слайде — образ типичного «компьютерщика», смешной и симпатичный представителям сферы) и т.д. Таким образом, направленность на возраст, образ жизни и профессию (профессиональный интерес) зрителя проявляется на уровне содержания и формы (дизайна) всех лучших презентаций. Это позволяет автору с первых слайдов привлечь нужных людей к просмотру информации, а зрителю — получить значимую для него информацию, не теряя время на презентацию, случайно не совпавшую с его интересами.

Простота также проявляется на уровне содержания и на уровне дизайна слайдов: специфические, профессионально-ориентированные темы раскрываются максимально доступно — крайне редко используются термины или сложные понятия, комплексные идеи разделяются на более мелкие составляющие, которые в свою очередь излагаются в двух-трех предложениях на нескольких слайдах. Нельзя сказать, что при обилии визуальных материалов, сопровождающих информацию, они «довлеют» над содержанием. Скорее, авторами соблюдается баланс между интересом и пользой содержания, поэтому фото и схемы подбираются в соответствии с целью и концепцией информационной составляющей презентации.

Выводы

Презентация может и должна быть действенным средством передачи информации, набором символов, удобных для запоминания, формой объяснения и убеждения. Для этого она должна отвечать критериям качества: общим, содержательным и критерию формы (дизайна).

«Скрепление» всех слайдов происходит благодаря наличия концепции — идеи, истории, сюжета — своеобразного «лица» презентации, качества, делающего её особенной и при этом цельной. Понятие концепции сложно объяснить, но если провести аналогию, то это сродни харизме выступающего — особая энергетика, заставляющая с интересом слушать и воспринимать информацию. На мой взгляд, конкретного совета по созданию концепции дать невозможно дать, т.к. её суть как раз в нестандартности и непредсказуемости в сочетании с уместностью и в соответствии цели сообщения. Концепция реализуется в тексте и дизайне.

Спецификой интернет-среды, которая является контекстом для презентаций, анализируемых в данной работе, является возможность аудитории самостоятельно делать выбор. Автор не может напрямую обратиться к конкретному человеку, определить его пол, возраст, социальный статус, род деятельности. Все, что может автор — это создать сообщение, передать информацию, максимально соответствующие своему потенциальному зрителю. Так созданы лучшие в мире презентации. Заголовки и несколько первых слайдов (текст + дизайн) четко заявляют о цели, сущности презентации, убеждают в важности обозначенной проблемы и создают интригу. Это невозможно реализовать без представления того, кто будет зрителем, без имитации его стиля общения и интересов и знания его проблем.

Эффективному восприятию информации способствует простота. Согласно статистическим данным (см. табл. 1, 2, 3, 4) она реализуется на всех уровнях презентаций. В содержании и дизайне это следующие характеристики:

  • логика,

  • частое сегментирование предложений на «фразы»,

  • имитация живой речи без обилия терминов и усложнения,

  • сбалансированное сочетание текста и изображений,

  • единство стиля,

  • простые облегченные цветовые схемы и шрифты.

Критерии не являются абсолютными. Это лишь ориентир, конкретные данные, которые можно принять во внимание при создании презентации. Главными критериями остаются «харизматичность» и притягательность сообщения и заинтересованность в нем аудитории.


Библиографический список
1. 10 сильных советов о языке тела для вашей следующей презентации (10 Powerful Body Language Tips for your next Presentation) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/soappresentations/10-powerful-body-language-tips- for-your-next-presentation (дата обращения: 12.07.2016).
2. В PowerPoint ты полный «лузер»! (You Suck At PowerPoint!) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/jessedee/you-suck-at-powerpoint (дата обращения: 12.07.2016).
3. Визуальное и креативное мышление: что мы узнали у Питера Пена и Вилли Вонка (Visual and Creative Thinking: What We Learned From Peter Pan and Willy Wonka) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/themoleskin/visual-and-creative-thinking (дата обращения: 12.07.2016).
4. Выдержки и цитаты из книги доктора Дж. Медины «Правила Мозга». Что должны знать все, кто делает презентации (Takeaways and Quotes from Dr. John Medina’s Brain Rules. What all presenters need to know) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/garr/brain-rules-for-presenters (дата обращения: 12.07.2016).
5. Как найти смысл жизни (До того, пока не будет слишком поздно) (How To Find Your Life Purpose (Before It’s Too Late!)) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/dbenoni/how-to-find-your-life-purpose-before-its-too-late (дата обращения: 12.07.2016).
6. Как подготовить действительно хорошую презентацию [Электронный ресурс]. URL: http://www.the- village.ru/village/business/management/167965-kvn-schiki-s-prezentatsiyami (дата обращения: 12.07.2016).
7. Как работает Google (How Google Works) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/ericschmidt/how- google-works-final-1 (дата обращения: 12.07.2016).
8. Крылова М.Н. Мультимедийная презентация к занятию: проблемы подготовки и применения [Электронный ресурс] / Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания», 2015. No 8(42). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1449488569.pdf (дата обращения: 12.07.2016).
9. Лебедев А. Ководство [Электронный ресурс]. URL: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/145/ (дата обра- щения: 12.07.2016).
10. Мобильные съели мир (Mobile Ate the World) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/a16z/mobile-is- eating-the-world-2016 (дата обращения: 12.07.2016).
11. Никто на самом деле не знает, что такое стратегия» (Nobody really knows what strategy is) http://www.slideshare.net/sniukas/what-is-strategy-1687829 (дата обращения: 12.07.2016).
12. Презентационная студия«Объем» [Электронный ресурс]. URL: https://vobjem.ru/2016/03/20/3/ (дата обращения: 12.07.2016).
13. Реальная жизнь социальных сетей (The Real Life Social Network v2) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/padday/the-real-life-social-network-v2 (дата обращения: 12.07.2016).
14. Савченко В.Ф. Система оценки качества мультимедийной презентации в учебном процессе [Электронный ре- сурс]. URL: http://www.volpi.ru/files/publications/V__F__Savchenko_Sistema_ocenki_kachestva_multimedijnyh_prezentacij_v_uchebno m_processe.pdf (дата обращения: 12.07.2016).
15. Сергиевская И.Л. Символ, схема, пиктограмма как элементы сюжета мультимедийной презентации [Электрон- ный ресурс] / Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2015. No1-1. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2015/1/1972.pdf (дата обращения: 12.07.2016).
16. Социальные медиа для бизнеса (Social Media for Business) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/PresentationAdvisors/social-media-for-business-5456817 (дата обращения: 12.07.2016).
17. Социальные медиа и маркетинг: эволюция или революция (Social Media and Marketing: Evolution or Revolution) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/wah17/social-media-35304/4-Prod- uct_proliferation_and_availability_means (дата обращения: 12.07.2016).
18. Стратегия бренда за 60 минут: дополненная и обновленная версия (60 Minute Brand Strategist: Extended and updated hard cover) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/imootee/60-minute-brand-strategist-limited- edition (дата обращения: 12.07.2016).
19. Устинов В. Как сделать хорошую презентацию [Электронный ресурс]. URL: http://vsevolodustinov.ru/blog/all/kak- sdelat-horoshuyu-prezentaciyu/ (дата обращения: 12.07.2016).
20. Что бы сделал Стив? 10 уроков от людей, которые делают самые захватывающие в мире презентации (What Would Steve Do? 10 Lessons from the World’s Most Captivating Presenters) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/HubSpot/what-would-steve-do-10-lessons-from-the-worlds-most-captivating-presenters (дата об- ращения: 12.07.2016).
21. Что за «хрень» эти социальные медиа? Один год спустя… (What the F**K is Social Media: One Year Later) [Электрон- ный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/mzkagan/what-the-fk-is-social-media-one-year-later (дата обращения: 12.07.2016).
22. Amazon.com: скрытая империя — обновление 2013 (Amazon.com: the Hidden Empire — Update 2013) [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/faberNovel/amazoncom-the-hidden-empire (дата обращения: 12.07.2016).
23. SlideShare [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/SlideShare (дата обращения: 12.07.2016).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s