оптическая иллюзия маска эйнштейна

5 экспериментов, раскрывающих особенности зрительного восприятия

Каждое утро мы открываем глаза и видим мир вокруг. Мы идем готовить кофе, смотрим в окно, чтобы понять, какая сегодня погода, и делаем другие привычные дела. Мы не задумываемся над тем, что каждое утро запускаем сложный психологический процесс визуального восприятия. Однако его понимание поможет по-другому взглянуть на многие вещи, сделать их более осмысленными.

До сих пор психологи не расшифровали всех тонкостей зрительного восприятия, но некоторые эксперименты позволяют совершенно точно судить о конкретных психологических механизмах.

Эксперимент с полой маской 

оптическая иллюзия маска эйнштейна
Эффект полой маски — оптическая иллюзия. Источник: http://tonistasworld.blogspot.ru/2014/02/

Психолог Ричард Грегори во второй половине прошлого столетия в результате своих наблюдений открыл:

мозг автоматически достраивает изображение по имеющимся у него данным.

Возьмем полую маску и повернем её обратной стороной. Мозг сравнивает увиденное с существующим визуальным опытом — нос, щеки, подбородок должны быть выпуклыми, поэтому мы видим привычное для нашего мозга лицо. Лицо Альберта Эйнштейна.

В мозге человека существует специальный отдел, обрабатывающий лица (веретенообразная извилина — в височной доле мозга чуть выше ушей). С ним связана не только оптическая иллюзия с выпуклой маски. Благодаря этой извилине мы способны распознавать тончайшие оттенки эмоций в лицах. И видеть лица там, где их нет.

Фото с поверхности Марса 1976 год
Фото поверхности Марса (1976 год). Источник: http://blog.seniorennet.be/peter2011/archief.php?ID=2052426

Выводы

  • Восприятие (и не только зрительное) базируется на уже имеющейся информации и конкретном чувственном опыте.
  • При зрительном восприятии очень важен контекст — окружающая визуальная информация, подписи, имеющийся у человека опыт.
  • Мозг «заточен» на восприятие лиц и эмоций.

Эксперимент с контрастными цветами

эксперимент на сочетания цветов
4 эксперимента на сочетания цветов

Доктор наук из Флориды Томас Саноки и его ученик Ноа Сульман анализировали связь цветов и памяти. Они показывали испытуемым по очереди два сочетания цветов и просили их сравнить — насколько похожа палитра на предыдущую и насколько она гармонична (приятна для восприятия).

Оказалось, что нам свойственно запоминать изображения с гармоничной трехцветной гаммой. Мы способны удерживать в памяти большое количество различных цветовых сочетаний, при этом трехцветные сочетания запоминаются лучше, чем палитры из 4-х и более цветов.

Выводы

  • Запоминаются изображения с гармоничной гаммой, состоящей не более, чем из 3-х цветов.
  • Контраст (например, черные буквы на белом фоне) фокусирует внимание и улучшает восприятие.

 

Эксперимент с двумя разными изображениями

Эффект бинокулярного соперничества
Эффект бинокулярного соперничества by VonHaarberg (Own work, based on Red-Blue binocular rivalry.png) [CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)%5D, via Wikimedia Commons
Группа ученых во главе с Франком Тонгом в 1998 году исследовала эффект, которые возникает, если одновременно смотреть на два разных изображения. Они назвали это бинокулярным соперничеством. Зрительные сигналы левого и правого глаз «соперничают» друг с другом.

Эффект бинокулярного соперничества
Эффект бинокулярного соперничества. Источник: http://www.dvinfo.net/forum/3d-stereoscopic-production-delivery/517198-binocular-rivalry-consciousness.html

При наложении картин друг на друга одна доминирует над другой и мы не можем сфокусировать внимание на чем-то конкретном. Хотим мы того или нет, но зрение будет перескакивать с одного на другое, и сложно понять, что конкретно мы видим. Хотя это всего лишь лицо и здание.

Эксперимент можно повторить самостоятельно. Для этого нужно сделать трубочку из газеты и смотреть через нее одним глазом вдаль. Ко второму глазу нужно поднести ладонь, прислонив её к трубочке из газеты. Подождать 10 секунд и медленно отодвигать ладонь, продолжая смотреть в трубочку из газеты. Вы совершенно четко увидите окружающие предметы сквозь круглую дыру в ладони.

Выводы

  • При одновременном наблюдении двух расположенных близко изображений в течение короткого времени мы не сможем понять, что именно видим.
  • При наложении изображений друг на друга нужно делать одно более контрастным, чем другое.

 

Эксперимент с влиянием шрифта на настроение

хорошая и плохая типографика
Хорошая и плохая типографика

Огромное внимание сегодня уделяется типографике. Это не только шрифты (гарнитура), но и многие другие элементы, служащие одной цели — улучшить зрительное восприятие текста.

Оказывается, что типографика влияет не только на настроение читателя, но и на его способность к решению задач.

Это доказали экспериментально представители Microsoft Кевин Ларсен и МТИ Розалинд Пикард.

Две группы по 10 испытуемых читали один и тот же текст, но с разной типографикой. Периодически их спрашивали, сколько прошло времени. Известен факт, что люди за приятным занятием считают, что время проходит быстро, тогда как неприятное занятие субъективно кажется «растянутым» во времени. После прочтения текста нужно было решить нестандартную задачу (прикрепить к стене кнопками свечу так, чтобы воск не капал вниз).

Результаты подтвердили предположения исследователей.

Обе группы оценили время неправильно — читатели плохой типографики преувеличили затраченное время, а хорошей — недооценили, то есть им показалось, что они прочитали быстрее, чем на самом деле.

С необычной задачей справилось менее половины испытуемых, читавших текст с хорошей типографикой. Во второй группе с задачей не справился ни один участник.

Выводы

  • Хорошая типографика — красивый, «удобочитаемый» шрифт, гармоничные межстрочный и межбуквенный интервалы, контрастность — приятнее нашему мозгу. Мы получаем от такого чтения больше удовольствия.
  • Качество типографики влияет и на способность человека справляться с проблемными ситуациями.

 

Эксперимент с восприятием «сути сцены»

Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсен
Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсен

Наше восприятие (и мышление) опирается на стандартные ситуации и зрительные образы, на те, что мы видели много раз. Благодаря особенности, которую называют восприятие сути сцены, мы можем «восстановить» полную картину происходящего, увидев на доли секунды фрагмент этой картины.

Буквально «суть сцены» — это способность воспринять и осознать большое количество информации по одному быстрому взгляду на стандартную картину происходящего.

Например, переключая телевизор с канал на канал, вы представляете (мысленно видите) то, что идет на каждом из каналов. Не останавливаясь на долгое время, по одному кадру вы можете определить то, что там показывают.

Эксперимент Моники Кастелано и Джона Хендерсона касался восприятия сути сцены в зависимости от цвета. Испытуемым быстро показывали сотни фотографий стандартных мест — город, берег моря, дом и др. — и просили назвать что они видят. Фотографии были разных цветов — обычные (море синее, трава зеленая), черно-белые и необычных цветов (небо зеленое, трава синяя).

Узнавание сцены происходило очень быстро в тех случаях, когда использовались естественные цвета. Монохромные и нестандартные цвета затрудняли восприятие привычных объектов.

Нестандартные цвета затрудняют восприятие привычных объектов
Нестандартные цвета затрудняют восприятие привычных объектов. Источник: https://flic.kr/p/7HzMaQ

Выводы

  • Мы способны воспринять 80% зрительной информации за 36 миллисекунд и при этом понимать привычные объекты.
  • Черно-белые изображения затрудняют понимание сути изображения по сравнению с цветными.
  • Стандартные, привычные цвета предметов и объектов ускоряют и упрощают восприятие по сравнению с нетипичными цветами.

 

Источники

One comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s