Цитаты Алексея Каптерева о выдающихся презентациях

Мастер, победивший смерть… через Power Point. Рецензия на книгу А. Каптерева «Мастерство презентации»

Когда я работал преподавателем в вузе, то периодически смотрел студенческие презентации. Темы были самыми полезными, материал — самым захватывающим. Но презентации получались ужасными.

Несмотря на то, что презентации есть в школьных программах, их делают почти по всем предметам (во всех вузах страны), хорошая студенческая презентация оказывается на вес золота. Мои попытки улучшить ситуацию не всегда были успешными — в образовательной программе по иностранному языку нет отдельного времени, чтобы разобрать эту важную, но непростую тему. Поэтому снова и снова я погибал от текста, набранного Comic Sans 12 размера на кислотно-зеленом слайде. Снова и снова следил, как зачитывается этот текст и затем по спирали вылетает клипартовый человечек.

Эту проблему описал Алексей Каптерев в знаменитой презентации «Смерть через Power Point (и как от нее спасаться)». Я впервые увидел её на английском языке, и она мне очень понравилась. Как и нескольким миллионам пользователей Slideshare. Затем меня заинтересовал человек, создавший этот хит.

Везде, где бы ни упоминался автор, речь шла об этой презентации и о книге «Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир». Книга привлекла еще и тем, что впервые была издана на английском языке и заслужила признание на западном рынке. А ведь тема презентаций и «продажи идей» всегда считалась «козырем» западных специалистов — бизнесменов, их тренеров и дизайнеров. В общем, все эти факты сложились в интригу, и любопытство заставило меня купить книгу.

Общее впечатление

Оригинальное название работы «Presentation Secrets. Do What You Never Thought Possible with Your Presentations» — дословно «Секреты презентации. Делай с помощью своих презентаций то, что всегда считал невозможным». (Героическое, амбициозное и по-американски нескромное название, как мне кажется). Как видим, перевод русскоязычного вариант немного изменен, но сохранен этот «замах» на глобальность. Соглашусь с автором, так как тоже считаю, что умение донести мысль помогает сделать невозможное и решить самые большие проблемы. Исторических примеров этого множество.

Плюсы

1. Книга легко читается потому, что напоминает разговор или, скорее, диалог-презентацию. Алексей Каптерев ставит вопросы и отвечает на них, предлагает задания для выполнения, шутит. Поэтому 330 страниц книги прочитываются как-то быстро.

2. В процессе чтения происходит вовлечение в деятельность. Совершенно неожиданно для себя я посмотрел четырехчасовой фильм, о котором говорится в главе про сторителлинг. Просмотрел самые популярные в мире презентации, о которых написано в работе. Посетил несколько интересных сайтов. Это все органично вплетено в повествование, что позволяет сравнить эту книгу с полноценным тренингом или несколькими живыми занятиями.

3. В тексте отлично сочетаются теория и практика. Работа посвящена, в первую очередь, практическим навыкам и конкретным «рабочим» инструментам. Но для доказательства их эффективности автор использует научные факты и результаты современных исследований. Поэтому все сформулированные правила и принципы убедительны.

Минусы

1. Некоторые правила и принципы идеализированы. К сожалению, не все принципы, описанные в книге, работают в российской действительности. Мне приходилось выступать с презентациями перед аудиторией чиновников и «американская» доброжелательность и открытость воспринимались, скорее, как глупость и неуверенность.

В сознании многих россиян идеальный оратор не такой, каким его рисуют западные авторы. Наглый, деспотичный, не обязательно обладающий высоким интеллектом, не обязательно говорящий правильные (и честный) вещи, главное — богатый и/или влиятельный.

Я видел прекрасные выступления увлеченных, убедительных, искренних экспертов, которых аудитория не воспринимала. И видел некомпетентных спикеров, не могущих связать двух слов, и зрители смеялись над несмешными шутками, кивали невнятным утверждениям и искренне хлопали в конце презентации.

Мои наблюдения (в том числе за поведением студентов) показали, что «цивилизованные» правила работают в аудитории с «продвинутыми» зрителями. Возможно, для русскоязычного издания нужна пометка о том, что некоторые изложенные правила — это идеал, до которого нужно пытаться «дотянуть» своих зрителей (или воспитать их в рамках этих принципов).

2. Алексей Каптерев недооценивает роль памяти в презентации. Он пишет, что память в современном мире все более рудиментарна, т.к. есть постоянный доступ к сети — хранилищу воспоминаний. Единственное, к чему нужно стремиться — это воздействие — нужно вдохновить аудиторию на действия и изменения. В образовании невозможно каждый день воодушевлять учащихся на великие свершения. Это грозит эмоциональным выгоранием преподавателя и ощущением у студента о том, что ему не обязательно ничего запоминать, не обязательно постоянно трудиться. Мотивация без осознания необходимости напрягать память превращает обучение в развлечение.

В чем действительно необходимо убеждать учащихся, так это в том, что нужно работать над собой, развиваться, прикладывать к этому осознанные усилия. Но далее нужно смещать акцент на конкретное содержание работы.

Хотя этот минус нельзя считать недостатком, ведь книга посвящена бизнес-презентации, которая все же отличается от образовательной.

Структура книги

Логика изложения заслуживает отдельного упоминания — она великолепно продумана. На странице 314 есть таблица 3 х 3, подытоживающая содержание книги — это девять важнейших идей, касающихся фокуса, контраста и единства истории, слайдов и подачи. «Скелет» принципов качественной презентации и составил содержание. Такая структура помогает запомнить суть, понять связь глав и частей друг с другом.

После каждой главы есть резюме — это очень удобно, т.к. за несколько секунд можно освежить в памяти содержание главы и использовать книгу как учебник или практическое руководство.

Как рассказывать истории (глава про сторителлинг)

В основе каждой хорошей презентации лежит хорошая история (или несколько). Сторителлинг — это умение выстроить нужные факты в последовательность и связать их друг с другом и с целью выступления (принцип единства).

Цели автор выстраивает по степени важности:

  • цель минимум — чтобы люди вас услышали,
  • следующая цель — запомнили,
  • далее — действия (пошли и сделали то, что вы им сказали)
  • и цель максимум — стали лучше, изменились, победили проблему, как вы им показали.

Целью должно быть то, во что вы искренне верите, без этого будет сложно (принцип фокуса). Следующей цитате о цели презентации и об искренности я аплодирую, стоя.

История — скелет презентации — должна взывать к эмоциям слушателей, «зацеплять за живое». Для этого в истории должен быть конфликт (принцип контраста).

Есть 4 типа конфликтов в сторителлинге:

  • С самим собой (у героя есть неразрешенные внутренние проблемы, которые выражаются внешне),
  • С другим человеком / компанией (сравнение ценностей или достижений, демонстрация преимуществ своего героя),
  • С господствующей парадигмой (герой-аутсайдер, бросающий вызов настолько крупному конкуренту или нерушимому стереотипы, миф о Давиде и Голиафе),
  • С внешними силами (природы, судьбы, возможностей человека, экономикой и другими силами, которые должны иметь какое-то внешнее выражение, не быть абстрактными).

Рассказать историю помогают сравнения, которые подчиняются принципам:

  • Узнаваемость (сравнивать что-то новое с известным, например, новый макбук эйр помещается в обычном конверте для документов).
  • Рождение эмоций (смерть, секс, политика, религия).
  • Могут быть очевидными (без куртки «Джимми две куртки» будет обычным Джимми).
  • Избегание непредсказуемых ассоциаций при сравнении (например, религиозные темы могут рождать самые разные ассоциации, нужно избегать негативных).

Для организации информации можно использовать список, но не более 4-х пунктов — таков предел нашей краткосрочной памяти, по словам исследователей.

Автор предлагает 5 способов организации информации для лучшего усвоения:

  • объединяющий метафорический образ,
  • алфавит (акронимы, буквы списка составляют слово),
  • последовательность событий,
  • иерархия,
  • категории (какой-то объединяющий признак).

Что нужно для хорошего дизайна слайдов (вторая глава)

В дизайне слайдов автор придерживается идей Г. Рейнольдса (дзен презентации), Эдварда Тафти (дизайн — это не «украшательство», а смысл), Дж. Желязны и других признанных «классиков жанра».

В оформлении слайдов следует фокусироваться на смысле презентации, её цели (принцип фокуса). У зрителей не должно быть выбора, на что смотреть, дизайн и выступление должны очевидно указывать на главное в каждой идее и на каждом слайде.

Смысл постепенно раскрывается в истории, в визуальном конфликте, сравнениях (принцип контраста). Для выделения, акцентирования главного хорошему слайду необходим контраст — в цветах, шрифте, формах, диаграммах.

Рассуждая о шрифтах, Алексей Каптерев формулирует отличное правило:

изысканный, сложный шрифт хорош для запоминания, а легкий, простой — для призыва к действию.

То есть аудитория лучше запомнит идею, оформленную сложным шрифтом, но сделает быстрее и охотнее то, что набрано простым шрифтом.
Это правило относится не только к шрифтам.

Если слайд, призывающий к действию, визуально сложный, то аудитория с большей вероятностью запомнит его, но с меньшей — возьмется за выполнение задачи.

Продуктивна и идея о том, что диаграммы должны быть «живыми», в них должна присутствовать драматургия, действие, динамика:

Большинство хороших диаграмм или двигают что-то куда-то или что-то с чем-то сравнивают.

И третий принцип — единства — в том, что все лишнее нужно безжалостно удалить со слайдов. Замысловатый, загруженный слайд будет «съедает» драгоценное внимание зрителей и время презентации.

Как выступать на публике с презентациями (глава про убеждение людей)

В третьей главе Алексей Каптерев делится секретами публичного выступления: как вести себя на публике, держать внимание, отвечать на вопросы и др.

Чтобы сфокусироваться на аудитории (особенно, если людей много), нужно две вещи:

  • Знать содержание своей презентации,
  • Смотреть на отдельных людей в зале, общаться с ними (не «вещать» в пустоту, абстрактно).

Принцип контраста в подаче — это наличие вызова — вызова аудитории на эмоции, споры, активные действия, смех. С автором нельзя не согласиться: «Новые идеи, которые не рискуют кого-то обидеть, на самом деле не являются новыми идеями».

Два отличных, эффективных, (проверенных на студентах) приема высмеивания, помогающих мотивировать людей к действию:

  • смена контекста (порок, свойственный аудитории, приписывается другой группе и высмеивается; зрители смеются, осуждают как будто чужую черту или поведение, но работают над собой).
  • критика с большим преувеличением (семь смертных грехов презентации).

Единство в подаче реализуется в приверженности высказываемым идеям. В искренности, единении с аудиторией, умении смеяться и над собой, и признавать свои ошибки.

Несмотря на то, что вы в положении учителя, будьте готовы учиться. Если вы не хотите учиться, никто из присутствующих не захочет.

Студенты спрашивали: «Зачем нам делать презентации в вузе? Они нам не пригодятся в работе!». Но этот вопрос никогда не ставил меня в тупик. Я отвечал примерно так, как говорит мастер презентаций Алексей Каптерев в книге, которую советую прочитать каждому, кто выступает перед публикой.

цитаты каптерев 1.043
Материал впервые опубликован 13.08.2017 на habrahabr.ru

One comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s