Кадр из фильма "Путешествие на Луну"

Полет на Луну: первый фантастический фильм в истории кино

Если ты спрашивал себя: «Откуда появляются мечты?», — оглянись! Это — фабрика грез… («Хранитель времени»)

Первый научно-фантастический фильм в истории кино «Путешествие на Луну» (фр. Le Voyage dans la Lune) входит в 100 величайших фильмов XX века. Премьера состоялась в 1902 году, а спустя некоторое время фильм был утрачен. Оригинальный, цветной вариант нашелся у некого анонимного коллекционера только в 1992 году, был восстановлен в 2011 и показан на 64-м Канском фестивале.

«Путешествие на Луну» считается уникальной работой по многим причинам. Кроме неповторимого стиля и постановки, режиссер Жорж Мельес использовал передовые технологии своего времени (начало XX века) и множество собственных открытий.

Спецэффекты — исчезновения и превращения людей, летающие головы, взрывы — это изобретения Мельеса, до него этого никто не делал. Стоп-кадр, монтаж  использовались и раньше, но для того, чтобы скрыть действия за кадром, в «Путешествии на Луну» эти моменты главные в ленте.

Кадр из фильма "20 тысяч лье под водой" 1907 года
Кадр из фильма «20 тысяч лье под водой» 1907 года. Источник: Georges Méliès [Public domain], via Wikimedia Commons
Смещение акцентов кинематографа в сторону фантастики. Фильмы того времени фиксировали реальность, быт, жизнь, значимые события. Жорж Мельес одним из первых увидел в кино обратное — возможность оживить нереальные вещи — сказки, выдумки, мечты. Это было открытие абсолютно нового пространства.

Представьте себе, что вы никогда не видели ни по телевизору, ни в кино ничего, кроме прогноза погоды, — и вдруг вам показали «Звёздные войны». Представили? Вот примерно такое же впечатление произвели тогда на зрителей новые фильмы Мельеса (www.mirf.ru)

Как ему это удалось?

Дело в том, что Жорж Мельес до прихода в кинематограф был иллюзионистом. Увидев первые показы братьев Люмьер, он влюбился в это новое зрелище и погрузился в него с головой.

Мельес был из состоятельной семьи, поэтому мог позволить себе павильон для съемок, оборудование, декорации и костюмы, материалы для спецэффектов, актеров. Хотя это не было полномасштабным производством кино, скорее, кустарным — режиссер сам играл многие роли, вместе со своей женой и друзьями, сам проектировал и делал декорации, ставил трюки, рисовал эскизы, вручную раскрашивал пленку и многое другое.

Жорж Мельес "Хранитель времени"
А сейчас, друзья мои, Я обращаюсь к вам так, как вы того заслуживаете. Волшебники… Русалки… Путешественники, авантюристы… Чародеи. Прошу вас помечтать… со мной (Жорж Мельес, «Хранитель времени»)

История жизни изобретателя фантастики загадочна и неоднозначна. Это описано в фильме Мартина Скорсезе «Хранитель времени». Жорж Мельес был энтузиастом, увлекающим за собой и актеров, и зрителей. Главным для него, как для истинного иллюзиониста, было волшебство момента. Смотря «Полет на Луну», я думал о том, что современный кинематограф частично теряет это волшебство. Все чаще оно прячется за развитыми технологиями, безмерными бюджетами, гипертрофированными спецэффектами. Зритель избалован подобным зрелищем и не замечает чуда. Именно поэтому нам необходимо возвращаться к истокам и вновь учиться видеть.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s