путешествие героя мономиф кемпбелла инфографика

Путешествие Героя: мономиф Кемпбелла в 6-ти популярных фильмах

70 лет назад Дж. Кемпбелл собрал со всего мира сказки. В них было множество различий: персонажи, детали, герои и препятствия на их пути. Но поразительным было то, что разные герои проходили один и тот же путь, все сказки строились по одному и тому же сюжету. Что это за сюжет и зачем он нужен сегодня?

Идея, описанная Кэмпбеллом в книге «Герой с тысячей лиц», поразила и меня. Северные эксимосы и австралийские аборигены, индейцы и африканцы, никогда не пересекавшиеся друг с другом народы (даже изолированные от всего мира островитяне), учат своих детей на одинаковых сказках. Точнее — на одной и той же сказке — путешествии героя.

Более того, мономиф Кэмпбелла вызывает интерес у каждого нового поколения, герой повторяет свое путешествие и в современных рекламных стратегиях, презентациях, книгах, играх и фильмах. Почему?

Дело в том, что сюжеты сказок (ранее мифов) создавались и оттачивались под воздействием архетипов. Люди пытались передать свои эмоциональные переживания с помощью реальных образов, то есть изображали и описывали свои внутренние переживания. А переживания у всех людей одинаковы — это страх перед неизвестностью, одиночеством, поиск себя или взросление, с которым приходят большие силы и большая, чем раньше, ответственность.

Очень хорошо идею передал Дж. Лукас:

«Мифы рассказывают старые истории, не угрожая нам. Они — воображаемое место, где вы в безопасности. Но они заключают в себе реальные истины, о которых надо говорить. Иногда эти истины так болезненны, что выдуманные истории становятся единственным способом их воспринять».

Сказки, фантастические и приключенческие истории сильнее всего захватывают детей и подростков. Именно в эти периоды жизни происходят главные физические и психологические изменения в жизни человека. И именно эти переломы помогает пережить «путешествие героя» — образная история о переменах, о том, как справиться со страхом, какие этапы предстоит пройти и как это сделать. Ребенку (а иногда и взрослому) важно знать, что это бывало раньше со многими другими людьми, а значит, это можно пережить. И не просто пережить, а стать сильнее, стать Героем.

Осознаем мы это или нет, но все мы становимся на путь Героя в разные периоды своей жизни. Сначала мы должны расстаться с детством и вступить в жизнь полную реальных опасностей и трудностей. Позже — развиваться духовно.

«Возможность найти в себе скрытые силы приходит в самых сложных жизненных ситуациях» (Дж. Кэмпбелл)

Таким образом, у каждого из нас есть готовая «инструкция» духовного развития, остается суметь её прочитать. Разные культуры пересказывают историю/мономиф с помощью образов, близких и понятных носителям этих культур. Идея везде одна: происходят внутренние или внешние перемены, преодолевая которые, герой растет над собой и помогает окружающим.

Описанный Кемпбеллом мономиф очень сложен и детализирован, поэтому голливудский продюсер Кристофер Воглер адаптировал его и упростил до 12 этапов. Эта адаптация очень популярна у сценаристов, ораторов и писателей. Думаю, путешествие героя будет интересно учителям и родителям.

Посмотрим, как прошли свой путь известные герои: Гарри Поттер, Люк Скайуокер, Нео, Человек-паук, Симба и Фродо Беггинс.

путешествие героя мономиф кемпбелла инфографика
Путешествие героя: мономиф Дж. Кемпбелла (инфографика)

1. Обычный мир, в котором живет герой, становится ему «мал» (просто герой растет физически или духовно). Кстати, герой не обязательно должен быть неуверенным в себе ребенком или подростком, это может быть сильный человек или король. Главное — герой ощущает себя отличающимся от других и не может вписаться в привычный ранее мир.

2. Зов приключений: неожиданное письмо из школы волшебников, странное сообщение «Проснись, Нео, ты застрял в Матрице» или призыв о помощи с неизвестной планеты. Нечто, заставляющее задуматься о другом мире, свернуть с проторенного пути в неизвестность.

3. Отказ — неизвестность всегда пугает, и сомнения есть у всех известных героев. Но стать сильнее, не выходя из зоны комфорта, не удавалось еще никому. Если герой не принимает зов, то либо остается никем (не реализует, теряет свой потенциал) либо становится антигероем.

4. Встреча с наставником в образе старца (Гендальф, дядя Бен), учителя (Оби-Ван, Хогрид), более «прокачанного» персонажа (Морфеус) или группы (Тимон и Пумба). Ментор не только направляет в пути, но и помогает понять силу героя (световой меч, кольцо, волшебные предметы, внутренние качества).

звездные войны малыш

5. Первый рубеж — условная или физическая черта (ворота, вход) в неизведанное. Пройдя ее герой понимает, что в старый мир сможет вернуться только изменившимся. Это первый (и как мы знаем, самый сложный) шаг из зоны комфорта. Решение пройти первый рубеж требует от Геооя отваги и делает путника более уверенным в своих силах.

6. Испытания, враги, чужаки. Герой исследует новый мир, сталкивается с испытаниями и врагами, заводит новых друзей. Здесь герой укрепит свои силы или потерпит крах, что тоже неплохо — это поможет следующим путешественникам. В «Гарри Поттере и философском камне», например, Гарри приспосабливается к жизни в мире волшебников, где у него появляются друзья (Рон и Гермиона) и враги (Драко Малфой).

7. Столкновение с тьмой происходит, когда герой максимально приближается к главному испытанию. Тьма может быть пещерой, Звездой Смерти, тайной комнатой или темной стороной собственной души, как в «Звездных войнах». Этап заставляет Героя увидеть и принять мир (и себя) во всей полноте — хорошее и плохое.

Дарт Вейдер с букетом

8. Главное испытание — столкновение со смертью, главной потерей или осознанием главной, скрытой правды всей истории. Момент взрослого, решительного выбора героя.

«Приходит время отбросить детские представления, согласно которым добром считается всё приятное и интересное, а злом — всё неприятное и тяжёлое, и постичь мировые законы» (В. Муллагалеев)

9. Награда героя после испытания — это предмет (философский камень), знание (Симба), опыт или суперспособности (Нео, Фродо). Но самое главное — это преображение, скачок в духовном развитии.

10. Дорога домой. Возвращается ли герой в свой мир или продолжает квест, но испытания еще не закончены. Героя могут настигать мстительные силы или злодеи из прошлого (Волан-де-Морт, Агент Смит, сын Зеленого Гоблина, Шрам, Голум).

11. Возрождение Героя — его появление в обычном мире в новом качестве. Не сирота, а Волшебник, не мальчик с фермы, а Джедай, не хакер, запутавшийся в жизни, а Избранный, не слабый подросток, а Человек-паук, не напуганный львенок, а Король лев, не простой хоббит, а Герой, уничтоживший кольцо всевластия.

12. Возвращение с эликсиром. Герой отважился на путешествие в неизведанный мир, преодолел трудности, умер и возродился в новом качестве. Пришла пора замкнуть круг и поднять обычный мир на новый уровень, сделать его лучше.

Настоящий герой в квесте, кино или жизни всегда делиться своим знанием и опытом и использует силу для помощи другим людям. В этом и есть разгадка универсальности мономифа. Взаимопомощь и умение делиться друг с другом — это основа отношений в любой культуре, даже самой изолированной. Пусть форма этого знания меняется, главное, чтобы суть оставалась неизменной.

 

Опубликовано впервые на сайте «Мел»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s