Эмоции в кино: результаты большого исследования

Я очень люблю кино и внимательно отношусь к выбору фильмов, которые смотрю: изучаю оценки, отзывы, факты и историю созданию фильма. Часто главным цепляющим фактором оказываются детали фильма, контекст его создания. Самое интересное для меня — это то, какие эмоции вложил режиссер или актер в фильм или отдельную сцену, что происходило в его жизни в момент съемок, что он хотел сказать и почему.

Знание деталей становится ключом к пониманию мастерства создателей фильма — насколько у них получилось «заразить» своим настроением зрителя. Одно неудачное движение актера, саундтрек или угол камеры способен выбить из «эмоциональной волны» и разрушить эмоцию, к которой стремился автор. И наоборот, сочетание всех элементов, безошибочное «попадание» в стиль заставляет пересматривать шедевр и переживать «зацепившие» тебя чувства снова и снова.

Сочетание психологии и кино стало предметом отдельных научных исследований и целой научной отрасли — нейросинематики. Она изучает воздействие кино на мозг и сознание, настроения и чувства людей. Группа ученых из Португалии даже разработала приложение, в котором зрители могут выбирать фильмы по набору эмоций, которые хотят испытать.

Углубившись в тему, я вдруг понял, что набралось слишком много материала и его нужно систематизировать. Тем более, что в текстовом виде картину целиком не увидеть и одни факты трудно связать с другими. Результатом стала интерактивная инфографика «Fear & Loathing in Cinema Theatre: our favourite genres and emotions in IMDb Top 250» (Страх и ненависть в кинотеатре: наши любимые жанры и эмоции в топ 250 фильмов сайта IMDb). Пока инфографика только на английском языке, на русский переведу позже.

image (1)

Материалом исследования стал список Топ 250 фильмов портала IMDb (по состоянию на 20 июля 2018 года). Это лучшие фильмы, по мнению пользователей со всего мира.

Анализ списка помог ответить на шесть вопросов:

  1. Что мы больше всего любим смотреть?
  2. Что мы чувствуем в момент просмотра фильмов?
  3. Какой эффект на наше сознание оказывают фильмы разных жанров?
  4. Какие жанры (и эмоции) мы любим смешивать?
  5. Какие фильмы самые популярные?
  6. И почему мы предпочитаем именно такое кино?

Что мы любим смотреть больше всего

image (2)

Первое в описании каждого фильма из списка — жанры или несколько жанров, к которому он относится. Всего в IMDb 21 жанр, но 2 «музыкальных фильма» и 2 «мюзикла» я объединил в одну группу, потому что они сходны по смыслу. Сгруппировав 250 фильмов по жанрам, видим следующее:

  • 179 из 250 фильмов (72%) — драма («чистая» или в сочетании с другими жанрами), это самый популярный жанр, занимающий особое место (можно сказать, что кино = драма);
  • другие популярные жанры: приключения — 58, криминал — 56, комедия — 42, триллер — 36;
  • наименее популярны для Топ 250 IMDb жанры: спорт, хоррор, музыка — по 4 фильма (= 1,5%) каждый.

Распределение жанров по датам релизов позволяет детализировать картину. Период равен 10 годам (учитываются только годы, когда выпускались фильмы из списка 250).

image (7)

  • 1921–1941 гг. — самое «романтичное» время (в этот период снято наибольшее количество фильмов в жанре «романтика» за все 8 десятилетий, например, «Огни большого города»), много исторических и семейных фильмов по сравнению с другими периодами;
  • 1942–1957 гг. — эпоха Нуара («Бульвар Сансет»);
  • 1958–1967 гг. — в топе — историческое кино и вестерны (лучший вестерн «Хороший, Плохой, Злой» снят в 1966 году);
  • 1968–1978 гг. — всего понемногу (период не преобладает над другими ни по одному жанру);
  • 1979–1988 гг. — научная фантастика, война и хоррор («Звездные войны», «Назад в будущее», «Чужой» и др.), а также первые анимационные фильмы в топ 250;
  • 1989–1998 гг. — именно в этот период сняли больше всего лучших криминальных фильмов и триллеров (например, «Молчание ягнят»);
  • 1999–2008 гг. — драма, фэнтези, биография и семья (топ фильм десятилетия — «Властелин колец: возвращение короля»);
  • 2009–2018 гг. — самый разножанровый период: приключения, комедии, экшн, детектив, анимация, музыка («Начало»).

Что мы чувствуем

image (8)

Фильмы в разных жанрах, сгруппированные по характерным эмоциям зрителей.

На основании ряда исследований (ссылки на источники — на последней странице инфографики), фильмам в каждом жанре присущи определенные эмоции. Конечно, каждый фильм у разных людей может вызывать разный набор эмоций и их большое количество, но существует «маст-хэв» жанра — центральное настроение, которое стремятся создать при съемках фильма. Ученые определяют такое настроение разными способами: проводят опросы, сканируют мозг людей (МРТ), записывают движения глаз, собирают впечатления в рецензиях и эссе к фильмам.

Эмоции в некоторых жанрах совпадают (или сходны в сути), на этом основании их можно сгруппировать. Кроме того, для удобства восприятия я ограничил спектр до 2–4 эмоций.

Получаем 8 крупных групп:

  • печаль, беспокойство, эмпатия — драма, преобладающий жанр и группа эмоций, 179 фильмов в топ-250;
  • ярость, волнение, агрессия, смелость — «фильмы-действия»: приключения, экшн / боевик, военный, вестерн, спорт, 118 фильмов;
  • «саспенс» (~тревожное ожидание чего-то неизвестного), страх, «удовольствие вины» — криминал, детектив, фильм-нуар, 94 фильма;
  • интерес, удивление — фильмы, показывающие нечто неожиданное, непривычное: научная фантастика, фэнтези, анимация, история, 77 фильмов;
  • веселье, удовольствие — 42 комедии;
  • страх, тревога — 40 триллеров и хорроров / ужасов;
  • любовь, забота, счастье — романтические и семейные фильмы, мюзиклы (38);
  • любопытство, восхищение — 25 фильмов-биографий.

Интерпретацию результатов читайте в моей статье на Лайфхакере.


Какой эффект на нас оказывают фильмы разных жанров в долгосрочной перспективе

Ученые исследовали не только то, что человек чувствует непосредственно во время просмотра фильма. Их интересует и долгосрочный эффект — что люди запоминают, что меняется в них, если они смотрят фильмы одних и тех же жанров постоянно и почему они смотрят именно эти фильмы.

В инфографике кратко описаны положительные и отрицательные воздействия каждой группы (+ / –).

image (3)

Интерпретация результатов заслуживает отдельной статьи, но о драме повторю то, что уже писал.

Драма вызывает у нас сочувствие, волнение за главного героя или печаль в случае трагической концовки. В результате таких переживаний зрители испытывают катарсис и вместе со слезами освобождаются от собственных тяжёлых чувств.

Главным положительным эффектом драм многие учёные считают развитие эмпатии и социального интеллекта — способности считывать чувства и настроения, понимать «боль» другого человека и действовать сообразно этому.

Просмотр фильма — это групповая деятельность, в её центре — элементы социального ритуала как средства достижения группового единства <…>. Очевидна центральная роль таких ритуалов в передаче социального знания о рождении, браке и смерти. Трагические истории ценны всегда, потому что позволяют людям совместно проживать экзистенциальные эмоции (Торбен Гродал, исследователь психологии кино).

Существуют также свидетельства того, что совместный просмотр грустных фильмов «синхронизирует» мозг зрителей: если хотите лучше узнать своего партнёра и сблизиться, посмотрите вместе хорошую драму.

Однако во всём важна мера: избыток драм может спровоцировать развитие гипертревожности (или, если дословно перевести английский термин catastrophising worries, — «преувеличение тревоги до уровня катастрофы»), фокусировку на проблемах любимых героев (особенно это касается сериалов, где герои становятся практически родными) и отвлечение от собственной жизни.


Какие жанры мы смешиваем: какие эмоции любим испытывать одновременно?

Мое исследование началось с этой диаграммы и только потом углубилось. «Чистых» драм, триллеров и других жанров не так много. Большую часть списка составляют фильмы в двух-трех жанрах. Посмотрим, что говорит нам диаграмма о связях жанров друг с другом.

image (5)

Первое, что мы видим: драма — единственный жанр, связанный в списке топ-250 с каждым из 20-ти. Почему?

  • Драма ассоциируется с конфликтом, а конфликт лежит в основе каждой «цепляющей» истории: когда люди наблюдают конфликт в кино, то относят фильм к жанру драмы.
  • Драмой часто считают любую эмоционально напряженную киноленту.
  • Серьезные темы (например, смерть) также для многих зрителей — это синоним жанра драмы.
  • «Горе необратимой разлуки, вызванной смертью, исторически было важнейшим жанром, хотя и называлось разными именами, такими как трагедия и мелодрама». То есть исторически смерть — это центр человеческого интереса (сознательного и бессознательного), поэтому трагические истории всегда привлекают максимальное внимание.

Второй очевидной особенностью является преобладание числа криминальных драм в топ-250 над всеми остальными сочетаниями жанров:

  • 49 криминальных драм,
  • 22 «чистых» драмы,
  • 19 биографических драм,
  • 18 приключенческих драм,
  • 17 драматических триллеров и т.д.

Какие фильмы наиболее популярны и почему

Как мы видели выше, самыми популярными в мире фильмами являются криминальные драмы. Что это? По определению центральными здесь является нарушение закона, чаще всего убийства, и его расследование.

Для детального понимания я собрал списки ключевых слов 14 «чистых» криминальных драм (plot keywords — ключевые слова сюжета). Это концепты (сцены, предметы, объекты), которые мы видим в фильмах. Фактически — то, на что мы любим смотреть больше всего. Облако тегов состоит из слов с частотой упоминания 2 раза и чаще (чем чаще, тем крупнее).

image (4)

Самое частое ключевое слово в криминальных драмах — выстрел. Следующие по частоте — мужчина (человек), убийство, отношения, смерть, криминал, кровь. Далее (по убыванию) — мужчина, голова, сын, насилие, город, наркотики, полиция, пистолет, Нью-Йорк и др. Честно говоря, для меня это было неожиданностью: всегда считал, что в реальной жизни и так достаточно криминала и драм. Но оказывается, мы это любим. Почему?

Ответ нашелся в подробном исследовании биологических, эволюционных и культурных факторов человеческого развития («How film genres are a product of biology, evolution and culture—an embodied approach«, Torben Grodal). Фасцинирующая особенность в том, что при просмотре кино этого жанра активизируются все участки и структуры мозга, вызывая весь спектр чувств — от глубинных, базовых («мозг рептилии»), до морально-этических.

image (6)

«Мозг рептилии» и базовые эмоции (есть у рептилий, птиц, млекопитающих и человека): гнев, страх, сексуальное желание, поиск. Поиск — доминирующий навык героя во многих видах криминальных и детективных фильмов, сопровождающийся эмоциями, необходимыми нашим предкам (охотникам и собирателям) для выживания (поиска ресурсов, выслеживания добычи и избегания хищников). Поиски [в фильмах о преступлениях] мотивирован моральными эмоциями более высокого порядка, потому что, вопреки типичному герою в боевике или приключенческом фильме, который мотивирован личным интересом, детектив часто является аутсайдером, который помогает обществу без личной выгоды.

Успешные нарративные сюжеты запускают центральные эмоции и центральные паттерны поведения, некоторые сюжеты адаптируются к местным социальным особенностям и крупным социальным изменениям.

Поиск, основанный на знаниях, и выслеживание были главными видами деятельности наших предков, охотников и собирателей, необходимыми им и другим животным для выживания. Позже, когда выросли города и стали новыми таинственными джунглями, французские и британские писатели создали новый жанр — детектив — <…> смесь научных методов и поведения охотников и собирателей вроде индейцев — коренных народов Америки.

Криминальный роман стал главным жанром как социальный и психологический «туризм» в разные уголки современного сложного общества.

«Средний мозг» и эмоции, присущие некоторым птицам, млекопитающим и человеку: забота, игра, паника / горе. Забота — крайне сильная эмоция, действующая в тандеме с паникой / горем в случае разлуки с объектом заботы. Главные формы игры у млекопитающих — прятки, «поймай меня, если сможешь» и грубая или мягкая (шуточная) драка. Все это мы видим в криминальной драме. Грустные истории всегда привлекали внимание, потому что позволяют людям делиться экзистенциальными эмоциями.

«Новый мозг» и эмоции, существующие только у людей — осознание принадлежности к культуре (понимание ценностей культуры), социальный интеллект (интерес к познанию психологии, сплетням и слухам, пониманию скрытых мотивов), морально-нравственные чувства. Джонатан Хайдт выделял шесть моральных оппозиций: забота — вред, справедливость — обман, лояльность — предательство, власть — свержение, святость — отвержение, свобода — угнетение. Неоднородность моральных систем, зависимость отношения к ним от исторического периода и социального слоя позволяют активировать в кино разные и часто конфликтующие моральные эмоции (сопереживание герою-злодею).


Сначала меня смутило то, что люди предпочитают криминальные драмы комедиям или семейным фильмам. Но потом я понял, что это всего лишь учебник, по которому мы учимся справляться с жестокостью, ложью и агрессией в новостях или в жизни. И хорошо, что такие жизненные уроки вместо реальности мы можем выучить на экране.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s