Как сделать информацию визуальной? Типы текстов и инфографики

…зрение предсказуемо. Поймите это, и вы обретете крайне эффективный способ постоянно и предсказуемо направлять взгляды и сознание людей, причем с помощью самых простых картинок.

– автор книги «Визуальное мышление» Дэн Роэм

Перед вами качественный текст, насыщенный информацией, и образ этого текста — тема, тип и стиль. Учет этих показателей сбережет ваше время — вы не будете перебирать десятки вариантов подачи материала, а оформите его быстро и максимально удобным для восприятия способом. Все потому, что «зрение предсказуемо» — зрители всегда ищут ответы на определенные вопросы одним и тем же способом.

Далее для создания инфографики следует проработать образ текста. Для этого ответьте на три важных вопроса:

  • какие рисунки получаются из разных типов информации;
  • что интересует наших зрителей и какие рисунки они любят больше всего;
  • чему отдать предпочтение в визуальном переводе: юмору или строгой сдержанности?

Прочитав книгу, вы научитесь отличать разные типы и стили инфографики друг от друга. Но главное, вы поймете, как безошибочно выбирать из огромного количества вариантов визуализации нужный для объяснения конкретной информации конкретной аудитории.


Как рисовать? Типы текстов и графики

В журналистике, научных исследованиях, криминалистике и многих других сферах используется подход «Пять W» (Five W’s) — это 5 вопросов, составляющих основу сбора информации для решения проблемы. Этот подход к пониманию и объяснению явлений известен с классической ораторской традиции и формулируется так: «Quis, quid, quando, ubi, cur, quem ad modum, quibus adminiculis».

Кто/что, когда, где, почему, как/какими средствами

«Если вы хотите понять или объяснить что-либо, вы можете быть уверены в том, что описали все существенные части, если использовали пять вопросов: кто / что, когда, где, зачем, как и чем, а также шестой вопрос — сколько. С точки зрения когнитивной науки получается, что греки были в чем-то правы. Сами того не зная, они создали довольно точную картину сознания (конкретно неокортекса, или „мыслящей“ части мозга)».

Подход опирается на особенности восприятия информации человеком. На что бы мы ни смотрели, мозг всегда «обрабатывает один тип изображений, доставляемый в одном и том же порядке» (Дэн Роэм). Сначала мы видим объект (кто/что), затем его количество (сколько), расположение в пространстве (где), его движение или отсутствие движения, то есть изменение во времени (когда). На основании этих первых этапов восприятия мозг ищет ответ на вопрос как все вокруг устроено и делает прогнозы (зачем/почему).

Идея эксперта мирового уровня в области визуализации Дэна Роэма основана на этом механизме: для визуального мышления и визуализации «достаточно шести рисунков, чтобы объяснить все, что угодно». Это портрет (людей или объектов), график, карта, хронология (линия времени), схема и уравнение.

Тем же способом мы воссоздаем окружающую реальность в речи, описываем увиденное в речи. Соотнесём шесть типов визуализации Дэна Роэма с тремя типами текстов: описанием, повествованием и рассуждение.

Ключевыми признаками описания являются перечисление признаков, свойств (в том числе количественных), элементов, деталей предмета речи. Такой текст переводится в картинку в виде портрета (кто/что) и графика или диаграммы (сколько). Описание пространственных характеристик объектов переводится в карту и другое изображение, дающее представление о расположении объектов в пространстве, то есть отвечающее на вопрос «Где?».

Целью текста-повествования является «рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи». Очевидно совпадение с целью графической линии времени (когда?), в которой факты располагаются в хронологической последовательности.

«Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи» — это суть текста-рассуждения. Схемы и графические уравнения (графики с переменными показателями) создаются для решения тех же проблем — поиска / демонстрации отношений, причинно-следственных связей, выдвижения тезиса и его последовательной аргументации.

Это знание ускоряет процесс визуального перевода — нам не нужно перебирать разные типы организации информации для того, чтобы сделать ее понятной. Ранее мы определили тип текста, а сейчас достаточно выбрать соответствующий ему тип изображения. Рассмотрим подробнее все шесть.

Текст-описание

Может фокусироваться на трех вариантах характеристик объекта, от которых и зависит тип графики: качество, количество, пространство.

Общие качественные характеристики текста-описания позволяют соотнести его с «портретом» — графикой, дающей зрителю возможность увидеть наиболее существенные характеристики объекта, перечисленные в тексте, дающей ответ на вопрос «Что это? (из каких частей состоит, как устроено, как выглядит, какие качества наиболее важны и др.)». Пример инфографики типа «Портрет»:

How DSLR Cameras Work (infographic) / Guru Camera (CC BY 2.0): http://www.flickr.com/photos/gurucamera

Такой тип объясняющего изображения помогает представить суть предмета или явления и состоит из его важных деталей. Это может быть не только внешний вид объекта, но и его устройство, характер героя, интересы, доход, возраст и т.д.

 

Инфографика ниже дает представления о терракотовых воинах из гробницы первого императора династии Цинь (Китай). Крупные образы в центре изображают типичного воина, его доспехи, позу, лицо, важные детали внешнего облика; более мелкие рисунки голов по краю, схемы и карты, текстовые пояснения дополняют и уточняют образ.

Это типичный пример инфографики, в основе которой лежит текст-описание. Большое количество информации «сворачивается» в один рисунок. Его можно рассматривать и изучать изображенный объект. Или использовать в качестве опоры для рассказа — развернуть в текст-описание, перечислив изображенные детали объекта.

Terracota Warriors / Alberto Lucas Lopez (CC BY-NC-SA 2.0): http://www.lucasinfografia.com/Terracotta-Warriors

Количественные отношения в тексте-описании изображаются с помощью графика диаграммы.

Вопросы, на которые отвечает инфографика этого типа: Сколько этого? Чего больше, а чего меньше? Какую часть от целого составляет? Растет или уменьшается количество? и другие подобные. Цель — увидеть и показать отклонения (больше или меньше остальных).

3 правила перевода числовых данных в диаграмму

1. Тип диаграммы зависит от того, что автор хочет сказать зрителям

Самые яркие факты могут «потеряться» в неправильно подобранной диаграмме. Зрители не увидят отклонений, тенденций, больших или меньших величин. Тем более, в существующем множестве вариантов графиков и диаграмм легко заблудиться. Спасение — в четком понимании того, что именно вы хотите показать зрителям.

«Тип диаграммы определяют вовсе не данные (доллары или проценты) и не те или иные параметры (прибыль, рентабельность или зарплата), а ваша идея — то, что вы хотите в диаграмму вложить» (Желязны) .

В легендарной книге Джина Желязны «Говори на языке диаграмм» говорится, о 5-ти типах диаграмм. Выбрать нужную помогают ключевые слова идеи, которую необходимо донести до аудитории.

 

2. Выбирайте простые диаграммы

О. Базалева начинает свою книгу «Мастерство визуализации данных» с доказательств того, что многие не понимают сложные диаграммы: лепестковую, пузырчатую, точечную и биржевую (диапазонную). Это подтверждают и другие дизайнеры. Кстати, понимаете ли вы информацию в виде таких диаграмм?

Эксперты уверены, что в 90% случаев достаточно простых диаграмм: столбчатой, круговой, линейчатой и графика. Они понятны всем на интуитивном уровне.

Алгоритм выбора простых диаграмм (по книге О. Базалевой). Динамика, структура и рейтинг и соответствующие им диаграммы

3. Заголовок должен вызывать интерес

Название диаграммы крайне важно — зритель сначала читает заголовок и только потом рассматривает данные, то есть ищет в диаграмме то, о чем прочитал в заголовке. Формулировка того, что вы хотите сказать, должна быть краткой и четкой. Это главный посыл, сравнимый с заголовком статьи в газете или журнале.

Хороший заголовок должен указывать на главное («Россияне любят блины») или провоцировать поиск. Отличный вариант заголовка диаграммы — вопрос.

Просторы Интернета: для работы или развлечения? / Инфографика ВЦИОМ (CC BY 2.0): infographics.wciom.ru

Популярным способом привлечения внимания к главному, кроме заголовка, является выделение (крупнее, ярче) самых важных показателей (как в примере выше: «81% доля интернет-пользователей в России»).

Часто диаграмму (график) обыгрывают, делая частью изображения — пример с зонтами из журнала Инфографика (количество дождливых дней в году).

Дождливые дни / Журнал «Инфографика» (CC BY 2.0): infographicsmag.ru

Мало выбрать верный график или диаграмму — многие хорошие графики губит их плохое оформление. Важно оформить количественные данные так, чтобы зрители сумели правильно и быстро их прочитать. Для этого нужно убрать отвлекающие детали.

7 шагов оформления графика / диаграммы

Главная цель оформления диаграммы — оставить только то, что несет смысл, убрав все отвлекающее от восприятия.


Пространственные характеристики являются основанием для создания карты — типа графики, отображающей расположение объектов, их частей, деталей в пространстве.

Food insecurity / GDS Infographics (CC BY 2.0): http://www.flickr.com/photos/gdsdigital

Вопросы, на который отвечает такая графика: Где располагается объект? Где он относительно других объектов? Далеко или близко, что находится рядом? и другие.

Это не обязательно должна быть карта в традиционном её понимании, на изображении может быть, например, расположение предметов на столе или расстановка игроков на футбольном поле, маршрут до объекта, направление движения и т.д.

Things Found on My Desk / Justin Ladia (CC BY 2.0): http://www.flickr.com/photos/jrladia

Текст-повествование

Содержит информацию, на рисунке изображаемую линией времени (перечисление этапов, событий во времени, последовательности действий, хода работы и т.п.). Графика помогает ответить на вопросы «Когда это произошло? Что было до, а что после? Из каких этапов состоит процесс?».

JPL Mission History / NASA/JPL-Caltech (CC BY 2.0): http://www.jpl.nasa.gov
Timeline Mission Milestones During Curiosity’s Landing / NASA/JPL-Caltech: http://www.nasa.gov

События на линии времени располагаются аналогично порядку чтения текста, то есть слева направо. Слева принято изображать прошлое или начало действия, а справа — будущее или результат. То же правило относится к изображению движения: линия из левого верхнего угла в правый нижний передает нисходящее движение и спад, противоположная композиция (из левого нижнего в правый верхний угол) — восходящее движение и развитие, активность. Движение справа налево — уход, возвращение, отбытие, движение назад.

Как считывается направление движения в графике

В следующем примере история Apple iMac начинается слева и продолжается вправо. Аналогично в линии времени запуска спутников NOAA-N начинается с 1978 года и заканчивается в 2002-м.

Timeline of the product Apple iMac / Giulia Piccoli Trapletti, DensityDesign Research Lab (CC-BY-SA 4.0): commons.wikimedia.org/wiki
Graphic of operational life of various satellites of the NOAA-N design / National Oceanic & Atmospheric Administration (NOAA) (Public domain)

В объясняющей инфографике популярной формой линии времени является процесс, разбитый на шаги или этапы. Это вовлекает в своеобразную игру и помогает понять алгоритм действий.

5 Steps to Developing an Open Government Project / UNDP in Europe and Central Asia (CC BY-NC-SA 2.0): http://www.flickr.com/photos/undpeuropeandcis

 


Текст-рассуждение

Есть два варианта рассуждения — причинно-следственные связи и процессы с переменными показателями. Первый можно изобразить с помощью схемы или диаграммы связей. Второй — с помощью графика с переменными показателями и графического уравнения. Оба варианта изображений могут «разворачиваться» в текст-рассуждение: «если …, то…», «в случае …, происходит…», «причиной… является…» и т.д.

Продолжение читайте в моей книге «Визуальный переводчик: как сделать инфографику из любого текста, не являясь дизайнером«.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s