Как научиться понимать произведения искусства

На считывание изображения нам достаточно 13 миллисекунд — такова природная скорость обработки визуальной информации человеческим мозгом. По данным исследования, на рассматривание картины люди тратят в среднем 17 секунд. Однако понимание значения картины и замысла автора занимает гораздо больше времени, предполагая активную сознательную деятельность. Эта деятельность состоит из нескольких этапов, в процессе которых зритель не только оценивает композицию произведения, уровень мастерства и замысел художника, но глубже проникает в суть произведения и получает эстетическое удовольствие.

Техника «Искусство видеть искусство» (The Art of Seeing Art), разработанная в Музее искусств Толедо, направлена на развитие умения понимать и объяснять произведения искусства. К произведениям изобразительного искусства традиционно относят плоскостные (фотографию, живопись, графику) и пространственные (скульптуру и рельеф).

Техника состоит из шести шагов:

  • смотреть,
  • наблюдать,
  • увидеть,
  • описать,
  • проанализировать,
  • интерпретировать.

Сначала придется фиксировать свое внимание на каждом отдельном этапе, но по мере освоения техники восприятие и понимание произведений будет становиться естественным.

Смотреть

Вы когда-нибудь наблюдали, как туристы пробегают от одной достопримечательности к другой, делая селфи и ставя галочки, — «это я уже видел», «здесь был», «это сфотографирую на память». Такое изучение архитектуры, памятников и других произведений искусства свойственно современным людям и соответствует сверхбыстрому течению времени.

Но настоящее понимание искусства начинается с умения «остановить мгновение», зафиксировать взгляд на предмете или объекте. Для этого, по словам специалистов — культурологов, искусствоведов, экскурсоводов, — необходимо:

  • принять позу, удобную для рассматривания произведения: не важно, сидя или стоя, близко или издалека вы будете смотреть, главное, чтобы вас ничто не отвлекало от созерцания и между вами и объектом не было никаких преград;
  • отвлечься от посторонних мыслей, насколько это возможно; попробуйте использовать специальные техники, например, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, мысленно проговаривая «вдох — выдох».

Несмотря на кажущуюся простоту, первый шаг очень важен: он помогает включить механизм прекогнитивной обработки визуальной информации, когда мозг фиксирует и обрабатывает информацию до того, как мы ее начинаем осознавать и анализировать.

Наблюдать

На втором этапе нужно удержать внимание и рассмотреть объект в деталях. Наблюдайте за ним некоторое время, мысленно разбирая на составные «части» — визуальные элементы. В живописи отмечайте движение линий, сочетания цветов, изображение фигур; в скульптуре — линии, формы, утонченность деталей; в архитектуре — перспективу, пространство, гармонию стиля.

Наблюдение за конкретным объектом предполагает наличие знаний о нем. Отправляясь в галерею или музей, почитайте о том, что собираетесь там смотреть, узнайте, на какие элементы следует обратить особое внимание.

Предстоит знакомство с импрессионистами? — Наблюдайте за тем, как мазки краски, заметные вблизи, превращаются в объемные и живые предметы издали. Собираетесь смотреть пейзажи? — Обращайте внимание на игру света и тени, осязаемость изображаемого, соответствие реальности.

Если вы не успели подготовиться к восприятию картины, наблюдайте за теми деталями, которые привлекут ваше внимание больше всего. Настоящий шедевр понятен и профессионалу, и неподготовленному человеку — каждый находит в нем нечто особенное, значимое для себя.

Многие уверены, что наблюдательность — это способность, данная человеку от природы. На самом деле умение осознанно и активно наблюдать, как и умение остановить взгляд, можно и нужно развивать. Способов развития наблюдательности множество.

Увидеть

«Смотреть — значит собирать, видеть — значит отбирать и выявлять закономерности» (Дэн Роэм, «Визуальное мышление»).

На первых двух этапах происходит сбор информации, на третьем мы должны обнаружить идею, на следующих — проведем мысленную систематизацию собранных элементов, разовьем идею и расшифруем смысл произведения.

В процессе наблюдения постарайтесь отыскать, выделить важное. Необходимым условием для того, чтобы увидеть значимые художественные детали, является их узнавание и знание того, как они называются. Это умение известный дизайнер Робин Уильямс объясняет на примере случая из своей жизни.

Однажды ей подарили иллюстрированную энциклопедию растений, ее внимание привлекло дерево юкка коротколистная, она рассмотрела его изображение и прочитала о нем. С этого момента она стала замечать это дерево везде в своем городе, там, где раньше его не замечала.

«…Когда я узнала о существовании этого дерева, то стала замечать его всюду. Это и есть моя главная мысль: мы осознаём, что нечто существует, если знаем, как оно называется. У нас появляется власть над этим нечто. Оно наше и подчиняется нам».

Задачей третьего этапа является узнавание, распознавание художественных элементов и принципов, реализованных в произведении.

Базовыми составляющими визуальных произведений — художественными элементами являются точка, линия, фигура, пространство, цвет.

  • Точка фокусирует взгляд зрителя и является отправным пунктом движения взгляда.
  • Линия — след движущейся точки, передающий движение, характер (плавные / резкие, волнистые / образующие острые углы) или связывающий объекты на картине.
  • Фигура — пересечение нескольких линий, образующих очертания, контуры объектов окружающего мира. Любую форму можно разбить на простые фигуры, такие как квадрат, круг, треугольник.
  • Пространство — свободное место на картине, которое участвует в создании образа, группируя фигуры, передавая смысл.
  • Цвет — окраска изображенных объектов, передающая эмоции художника и выделяющая важное на картине.

Художественные элементы могут передавать смысл произведения самостоятельно (например, черный квадрат) или быть частью композиции. Элементы сочетаются на картине, фотографии или в скульптуре не случайным образом, а на основе принципов композиции.

Вглядевшись в детали, отойдите на несколько шагов назад, чтобы охватить взглядом целостный образ. Прищурьтесь, чтобы увидеть, в какие крупные фигуры сливаются предметы и какие цвета преобладают в изображении. Проведите линии, объединяющие изображенные объекты: так вы сможете увидеть композицию произведения. Ищите в художественном произведении принципы композиции:

  • Баланс — равномерное распределение изображенных предметов на картине или листе. Передает ощущение равновесия и покоя. Сбалансированная композиция может быть построена по принципу симметрии — вертикального или горизонтального отражения одной половины картины (предмета) в другой.
  • Движение возникает в случае нарушения баланса, когда создается ощущение того, что одна часть картины «перевешивает» другую или вся композиция заставляет взгляд зрителя двигаться в определенную сторону. Принцип движения оживляет картину, ведет взгляд зрителя к важному объекту.
  • Акцент, контраст, фокус — привлечение внимания к элементу или части изображения, выделение его относительно других, придание ему особенной значимости. Могут использоваться цвета (яркий / контрастный элемент = важный), размеры (большой = важный), расположение (в центре = важный) элементов.
  • Повторение определенного элемента вызывает интерес к нему, усиливает его значение, создает визуальный ритм изображения.

Естественно, принципов в изобразительном искусстве, скульптуре, архитектуре гораздо больше, но перечисленных выше будет вполне достаточно, чтобы сделать первые шаги к более глубокому, осознанному пониманию большинства произведений.

Описать

Найдя элементы, переходите к их мысленному перечислению и систематизации. Описывайте составные части произведения так, будто создаете их подробный каталог: какие фигуры, предметы, объекты вы узнаёте, какие принципы лежат в основе образов, как построена композиция в целом. Это помогает систематизировать мысли о том, что вы видите, узнать и связать зрительную информацию с существующими у вас знаниями и опытом, не упустить ничего важного.

По определенным элементам и принципам композиции вы можете отнести произведение к соответствующему жанру и стилю. И наоборот. Увидев картину или скульптуру знакомого вам стиля, вы сможете судить о его типичных особенностях, деталях и понимать, какой смысл обычно вкладывают в такие произведения авторы. В широком понимании, жанр — это тема, объект (картины, фотографии), а стиль — способ изображения (жанр — что изображено, стиль — как это изображено).

Самые популярные жанры живописи: портрет, пейзаж (включая крупный поджанр морского пейзажа), натюрморт, жанровая живопись (бытовой жанр), исторический (включая мифологический, религиозный, батальный поджанры) и другие. Стилей также огромное множество: ренессанс, барокко и рококо, классицизм и романтизм, примитивизм, реализм, кубизм, абстракционизм и модернизм, импрессионизм и экспрессионизм.

В разных стилях и жанрах на первый план выходят разные выразительные средства; описание, анализ и интерпретация картин разных стилей также будут различаться. Постарайтесь увидеть и описать все художественные элементы и принципы, проявляющиеся наиболее отчетливо и имеющие значение для наблюдаемого произведения искусства.

Проанализировать

Составив мысленный «каталог» характерных признаков жанра и стиля, попытайтесь понять их значение и вероятные причины выбора их автором. Для разностороннего анализа предмета искусства представьте, что смотрите на него через стекла разных цветов. Найдите ответы на вопросы, последовательно анализируя объект с четырех ракурсов: композиция, символ, идея, значение.

Начните с анализа композиции — расстановки элементов произведения на листе, в пространстве. Какую историю отражают элементы, объединенные по принципам в единый образ? Куда движется ваш взгляд или почему он не движется, а прикован к одной точке? Почему именно эти принципы использовал автор?

Далее переходите к анализу того, что символизируют изображенные предметы, люди, явления, с чем они ассоциируются. Символы редко напрямую связаны с обозначаемым объектом, чаще всего знание о том, что символизирует образ, можно найти в литературе, мифах, языке, культуре в целом. Самые известные в мире произведения искусства вызывают интерес именно потому, что содержат в себе бесконечное количество скрытых символов: их можно расшифровывать, каждый раз находя новое и неожиданное. Расшифровка символов, скрытых в произведении искусства, очень увлекательна и даже схожа с работой детектива.

Затем подумайте над идеей автора — что он хотел сказать зрителям своим произведением. Узнайте время и место создания картины. Идея соотносится с контекстом, социальным окружением художника, культурными и историческими особенностями времени, в котором он жил и творил. В чем видели красоту люди того времени? Как это отражается в картине, скульптуре? Как все это соотносится с современным восприятием красоты?

Значение произведения заключается в поиске ответа на вопрос: «Зачем автор его создал?» Попробуйте понять намерения, замысел автора — что его побудило к созданию произведения? Прочитайте название картины, узнайте подробнее о жизни художника и о том, как создавалось произведение. Иногда не автор, а само произведение связано с необычной историей (например, Мона Лиза стала знаменитой только после ее похищения из музея в 1911 году), что также влияет на значение произведения, расширяет заложенный автором смысл.

Интерпретировать

Финальный шаг самый важный и непредсказуемый — объедините всю собранную информацию и найдите в произведении собственный смысл. Переместите внимание с произведения на свое восприятие этого произведения, прислушайтесь к своим мыслям и эмоциям. Какие чувства вы испытываете и почему чувствуете именно это? С чем ассоциируется наблюдаемый объект? Согласны ли вы с автором в его изображении явления (человека)?

По словам автора мирового бестселлера «Визуальное мышление» Дэна Роэма:

«То, что мы видим и как понимаем картину, зависит от проблемы, которую мы стараемся решить в этот момент».

Дело в том, что возможно бесконечное множество интерпретаций художественного образа как одним человеком в разные периоды его жизни, так и разными людьми. Каждый будет «примерять» увиденное на себя, использовать свой опыт, особенности своего восприятия.

Произведение искусства, особенно такие шедевры, как например, «Дама с горностаем», можно образно сравнить с айсбергом. Зрители видят портрет девушки, написанный маслом, но это лишь малая часть произведения, а его важные детали, символы, смысл словно скрыты под водой. И только дополнительные знания, факты, умение анализировать картину помогут увидеть и приблизить истинную красоту образа.

Итак, для понимания произведения искусства необходимо:

  • постараться остановить взгляд на объекте;
  • разобрать объект на составные части и детали;
  • рассмотреть и назвать их;
  • проследить, как элементы собираются в композицию;
  • проанализировать композицию, символы, идеи и значение;
  • связать всю информацию и найти в произведении собственный смысл.

Пройдя 6 шагов, вы посмотрите на картину другими глазами, сделаете множество открытий и сможете восхититься шедевром.

Пример использования техники

Разберем шаги в процессе анализа картины на примере портрета «Дама с горностаем» Леонардо Да Винчи:

Первое. Представим, что заняли удобную позу, избавились от внешних раздражителей и посторонних мыслей.

Второе. В процессе наблюдения «разобрали» картину на элементы.

Третье. Увидели линии, цвета и контрасты, композицию.

Инфографика движение взгляда по картине Дама с горностаем
Движение взгляда по картине «Дама с горностаем» Леонардо Да Винчи

Четвертое. Опишем найденные элементы и принципы. Освещенная фигура образует сильный контраст с фоном. Взгляд скользит по плавным линиям лица вниз до прямого угла выреза платья, затем к линиям руки, голове и лапкам горностая. Второе плечо девушки тоже образует плавную линию. Крупные точки — бусины — привлекают внимание, заставляя взгляд остановиться в центре картины. Мазков кисти мы не увидим. Это особенность техники Леонардо. Вместо крупных мазков кисти он накладывал множество тончайших (в 1–2 микрона) слоев краски.

Отойдя назад и прищурившись, мы увидим, как линии сливаются в крупные цветовые пятна и фигуры. Композиция состоит из кругов и овалов, фигура расположена по центру, композиция статична и основана на принципе равновесия.

Изучение композиции картины

Реалистичное изображение девушки, статичная уравновешенная композиция, приглушенные цвета природных оттенков, тонкие переходы от одного оттенка цвета к другому, поза модели (сдержанная, но одновременно живая) — эти детали говорят о том, что перед нами портрет в стиле Ренессанс.

Пятое. Возрождение считается одним из самых плодотворных периодов развития портретного жанра. Наиболее яркие особенности композиции портрета в стиле Ренессанс:

  • Реалистичность, живость композиции и образа по сравнению с портретами предшествующих периодов — средневековья и готики. Ранее художники не стремились отразить индивидуальность человека, портреты были очень обобщенными и символическими (статичные позы, полный анфас или профиль, выразительные средства заменялись канонами, стереотипами). Художники Ренессанса принципиально изменили подход к портрету, оживив позу модели, композицию и цветовую гамму, стремясь передать состояние живого человека.
  • Сдержанность, равновесность композиции и позы модели по сравнению с современными портретами. Появление фотографии изменило подход художников к созданию портретов в современном искусстве: реалистичность, сходство с оригиналом уже не являются целью. Главное сегодня — эксперимент, излом стереотипов, выразительность и воздействие на зрителя.
Подходы к портретам в разные исторические эпохи

В картине множество символов. Для их расшифровки обратимся к истории и контексту, в котором создавалась картина. Леонардо изобразил Чечилию Галлерани — любовницу герцога Миланского Лодовико Сфорца.

Ожерелье из черного жемчуга указывает на покровителя девушки — Лодовико по прозвищу «Il Moro» — «черный». Ожерелье окаймляет шею, символизируя власть герцога над жизнью девушки. Горностай был личной эмблемой Лодовико, поэтому на картине он также символизирует герцога, но на сей раз находящегося во власти юной красавицы (она держит руку у его шеи).

Кроме того, греческое обозначение горностая — «гале» — созвучно с фамилией Галлерани и может быть связано именно с этой дамой. Белый мех зверька считался символом чистоты и целомудрия. На одном из рисунков Да Винчи изобразил белого горностая, который предпочитает быть пойманным (несвободным), нежели испачкать свою белоснежную шерстку.

В портрете нашли отражение идеи эпохи Возрождения: антропоцентризм пришел на смену теоцентризму средневековья. Человек становится объектом изучения, в том числе в искусстве. Внутренний мир человека, его индивидуальность признаются главными ценностями. Доминантной философской идеей становится гуманизм.

В образе девушки Леонардо Да Винчи отразил свойственное его эпохе сочетание живых противоречий. Юность, наивность и покорность (поза, цвета) сочетается с властностью и осознанием своих возможностей (рука у шеи горностая); нежность и чистота — с порочностью (присутствуют символы эротики).

В образе Чечилии воплощены черты идеального человека того времени. Спокойствие, мудрость, созерцательность, достоинство удивительно сочетаются с живым характером, угадываются человеческие противоречия, — что еще больше притягивает взгляд зрителя.

Что побудило Леонардо Да Винчи к созданию портрета? Какое значение он придавал этой работе? Мы знаем о гениальности Да Винчи, знаем, что, кроме желаний запечатлеть представления о красоте своего времени и зашифровать историю отношений герцога и его возлюбленной, художник стремился достичь идеала в технике живописи.

В портрете «Дама с горностаем» Да Винчи демонстрирует, какого мастерства он добился к 37 годам. Он знал анатомию намного лучше большинства своих современников. Об этом говорят идеальные анатомические пропорции модели (голова, черты лица, фигура, кисть) и горностая. Картина — пример гениальной живописной техники. Тонкость слоев краски заставляет кожу модели как будто светиться изнутри, пульсировать, наполняться жизнью. Цвета, оттенки красок, состояние полотна спустя 530 лет с момента его создания утверждают величайшее мастерство исполнения, вписывая имя художника в вечность.

Шестое. Интерпретация картины «Дама с горностаем» может зависеть от того взгляда, который более всего свойствен зрителю. Художники уже более полувека анализируют технику гения, исследователи ищут все новые и новые символы, историки раскрывают особенности исторического периода, философы — возрождение и развитие идей гуманизма и торжество человека. А обыкновенные зрители, благодаря картине, узнают факты истории в лицах и получают возможность восхищаться уникальным произведением искусства.

Послесловие

Многие знают картины «Звездная ночь» Ван Гога, «Герника» Пабло Пикассо, «Сотворение Адама» Микеланджело, видели Эйфелеву башню в Париже, Танцующий дом в Праге или Храм Василия Блаженного в Москве. Но все ли останавливаются не для того, чтобы сделать фото, а желая по-настоящему понять эти произведения искусства? Конечно, можно подолгу рассматривать эти фотографии и накапливать впечатления. Но только умение видеть искусство в искусстве позволяет сохранить шедевры в памяти, открыть их заново, разглядеть детали. И только такое «путешествие» становится увлекательным и бесконечным!

Впервые опубликовано в блоге 4brain.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s