Девочка-брызги: лексический анализ творчества Земфиры

В 2021 году вышел новый альбом Земфиры «Бордерлайн». Альбом необычный, «не-мейнстрим» и «не-Земфира» в традиционном для нее звучании. Мне он больше напомнил записи в дневнике, чем проект, созданный для того, чтобы стать популярным и коммерчески успешным. Здесь личные переживания сочетаются с ощущением социальной напряженности, боль, сомнения — с нежностью и снегом…

Творчество Земфиры считаю выдающимся культурным явлением не только в музыкальном плане, но и в языковом. «Камбеки» и «аривидерчи» оживляют, расцвечивают речь, метафоры рождают чувства, становятся отправной точкой рефлексии, которой современная поп-музыка обделена. Интерес к языковым аспектам творчества Земфиры подтолкнул меня к исследованию текстов ее песен и поиску ответов на вопрос, какие слова, эмоции и идеи преобладают в ее речи.

Исследованы тексты следующих альбомов: «Земфира» (1999), «Прости меня моя любовь» (2000), «14 недель тишины» (2002), «Вендетта» (2005), «Спасибо» (2007), «Z-sides» (2010), «Жить в твоей голове» (2013) и «Бордерлайн» (2021).

Я понимаю, что использовать статистический подход к исследованию творческих текстов не совсем уместно. Мы можем увидеть, какие слова использует автор чаще других, сделать выводы о значимости определенных идей. Однако, творчество, поэзия, песня — это всегда нечто большее, чем сумма слов, из которых состоит текст. Поэтому подобный анализ — это лишь попытка еще раз посмотреть на выдающиеся произведения с новой, неожиданной стороны. Возможно, увидеть то, чего не было заметно при прослушивании или чтении.

Облако слов по всему массиву текстов выглядит следующим образом.

Облако слов по творчеству Земфиры (скачать в полном размере). Скачать данные (знаменательные части речи в начальных формах, служебные части речи удалены) в формате XLS можно здесь.

Рассмотрим внимательнее слова, которые Земфира выбирает для своих песен.

Я — самое частое слово (737 повторений), отправная точка творчества, рефлексии автора, сосредоточенность на собственных чувствах и своем восприятии мира. Второе по частоте знаменательное слово — ты (307 повторений) — второй лексический центр текстов, отражающий идею диалога близких собеседников. Этот диалог строится вокруг:

  • любви и дружбы (любовь 45, любить 33, среди наиболее частых слов — друг 32, дружить 2, подруга 1, подруга-переводчица 1);
  • желаний, воспоминаний и ожиданий (хотеть 44, хотеться 22, ждать 31, помнить 24);
  • видимых явлений (частота слов видеть 38, смотреть 15, глаз 29 в сравнении с частотой рука 25, дышать 13, слышать 9 выдает автора-визуала).

Вера в любовь и дружбу сочетается с сомнениями, болью. Свидетельство тому — частая повторяемость если (41), другой (45), ненавидеть (17), забытый (14), боль (14) / больно (9), плакать (12), грустно (12), бояться (10).

Другими наиболее частыми действующими лицами мира Земфиры, кроме автора и собеседника, являются: он / вы / они, кто / никто, девочка / девушка / мальчик, человек, мама. В использовании номинаций «девочка» и «мальчик» вместо «женщина» и «мужчина» проявляется идея юности, подростковости. Имен крайне мало, это Анечка, Набоков и Анна Каренина, Земфира, Жужа, Остин, Робин и Кэтрин, поэтому в песнях-диалогах каждый слушатель может увидеть себя как в роли автора, так и в роли собеседника.

Что делают герои песен? Живут, хотят, видят, могут, любят, знают, ждут и помнят, думают и… летают — именно эти глаголы Земфира использует чаще других.

Попытаемся воссоздать место и время этого диалога.

Следуя за автором, мы оказываемся в ночном городе (высокая частота слов небо, звезды, ночь, луна, город), где идет дождь или снег. Хотя иногда автор увлекает нас на море или к океану, в Австралию, Лондон, Альпы, Америку, Ленинград, Японию и Испанию. В нескольких песнях действия разворачиваются в доме, комнате, квартире.

День / ночь, время, год, сегодня, утро, после — самые часто используемые указания времени в текстах песен Земфиры. Хронотоп (время и место произведений) имеет универсальный характер — так слушателю проще представить себя героем песни, вписать себя в контекст описываемых событий. У каждого есть свое представление города, снега, утра — всего того, что составляет фон рассказываемых автором историй, поэтому песни «задевают» большое количество людей.

Какие сходства и отличия есть в песнях разных лет? Во всех альбомах Земфиры повторяются 11 слов: я, ты, мы, быть, видеть, весь, хотеться, жить, видеть, небо, любовь. Они стали ключевыми идеями песенного творчества музыканта.

Слова, повторяющиеся во всех студийных альбомах Земфиры. Посмотреть интерактивный график можно здесь: infogram.com/zemfira. Нажимайте на слова в легенде внизу, чтобы увидеть их на общем графике.

Одновременно с повторением ключевых идей в лексике разных альбомов автора есть различия. Отличается частота их использования в разные годы. Например, обратим внимание на преобладание лексем Я — Ты — Мы . Сравним их частоту. На «ты» Земфира обращается чаще всего в 2000 г., в альбоме 2005 года «Я» употребляется чаще, чем в других альбомах, и в 2021 — использует слово «мы» 30 раз, как никогда прежде. Можно сделать вывод, что в начале своего творчества автор фокусируется на своем условном собеседнике. Затем — на себе, и к 2021 году — на общности; в альбоме «Бордерлайн» творец приходит к идее родства со своим собеседником, к потребности чаще говорить о том, что всех объединяет.

Частота слов «Я», «Ты», «Мы» (проценты на оси слева, кол-во «на волнах» графика)
Частота слов «видеть», «весь», «хотеться», «жить», «видеть», «небо», «любовь»

Ярче всего отличия в частоте употребления слов в разных альбомах проявились в песнях с многократным повторением одного слово или строчки. Такие «песни-заклинания» есть во всех альбомах, возможно, они утверждают наиболее значимые на тот момент идеи для автора. В альбоме 1999 года Земфира повторяет «Я девочка-скандал, я девочка!», в 2000 году «Я тебя ненавижу, ненавижу, ненавижу!», в 2002 — рефрен «Сон длинною в паранойю», в 2005 — «Небо, море, облака» и здесь же «Вернись, мой друг, мне грустно без тебя», в 2007 году — повторение строки «Денег — ноль, секса — ноль, музыка сдохла, мальчик — в ноль», в 2013 — «Всем нужны деньги, кому нужны деньги» / «Кувырок назад, кувырок». Альбом 2021 года содержит больше всего песен-повторений «Глаз мой дёргается, таблетки кончаются, Демоны молятся, нефть качается», «Абьюз», «Я же кто-то другой, другого цвета даже».

Говоря о речи Земфиры, нельзя не отметить ее окказионализмы: шпалить, кофевино, небомореоблака, зашаманить, в том числе переводные: аривидерчи, камбеки, бёздэй, обратный чейндж; сленг: в хлам, поматросить, эмка, пулять, колбаситься, загоняться, киношники, тупить; метафорические сравнения: шар-апельсин, подруга-переводчица, зверь-одиночка, девочка-скандал. Эти слова единичны, но именно они делают тексты песен неповторимыми, говорят о мастерстве владения языком, и свободе личности. И именно за это ощущение свободы миллионы людей любят ее песни.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s